Царская свадьба

Планируя брак Софьи с Иваном III, Виссарион, по всей видимости, мыслил достичь того, чего он не смог добиться на Соборе посредством богословских дискуссий. Он надеялся достичь соединения церквей воедино под покровом Рима[156]. Виссарион понимал, что Иван III не сможет воспротивиться искушению вступить в родство с императорской семьей благодаря женитьбе на Софье.

Возможно, Виссарион также хотел освободить Грецию с помощью Руси, и уже после этого подчинить католическому контролю ослабленные войной Грецию и Русь[157]. Виссарион имел своих представителей не только в Греции, но и в Москве. Иван Фрязин, служивший у Ивана III, был человеком Виссариона[158]. Поэтому именно через Фрязина Ивану III поступило предложение свататься за Софью. С этой миссией Фрязин и отправился в марте 1469 года в Италию[159].

Детали царской свадьбы были обсуждены в 1472 году. Католическая сторона настаивала, чтобы свадьба проводилась в Риме, согласно римско–католическому обряду. Понятно, что это было неприемлемо для Ивана III. Наконец, обе стороны договорились о двух венчаниях: одном в Риме, а другом в Москве. Фрязин занял место жениха, Ивана III на свадьбе в Риме, после чего новоиспеченная русская царица в его сопровождении отправилась в Россию.

Ее путешествие оплачивалось Римом и носило характер открытой пропаганды католичества. Римско–католический священник шествовал во главе процессии и нес огромный католический крест – кряж. Значительную часть свиты Софьи составляло римско–католическое священство. Когда царский поезд прибыл к воротам Москвы, уполномоченный посланник Ивана III потребовал спрятать католические символы, иначе они не смогли бы войти в город. Путешественники были очень расстроены, но представитель Ивана III настаивал, что русские люди не стерпят триумфального шествия римско–католической процессии по улицам Москвы. Это был первый признак того, что амбициозным планам Виссариона не так легко будет сбыться в Москве.

Окунувшись в атмосферу Кремля, Софья ощутила глубокую разницу между Русью и Западом. Это, возможно, стало причиной ее отстаивания скорее собственной позиции, нежели виссарионовских проектов[160]. Вместе с Софьей прибыло и множество ее соплеменников — греков, в числе которых были и священники. Русская Православная церковь, таким образом, получила свежий прилив не только католичества, но и византизма. Чтобы утвердить свой статус правителя, Иван III принял византийские символы: двуглавого орла, царский трон и другие атрибуты власти. Он провозгласил Русь Третьим Римом, как новую истинную христианскую империю, ставшую преемницей Византийской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: