Письмо Федора Еврея

Документ, подписанный Федором Евреем[415], адресован «моим соплеменникам и моим товарищам, и Израилю, вашим товарищам и всему еврейскому сообществу»[416]. Считается, что это письмо было написано между 1448 и 1461 гг.[417]. В нем Федор сообщает евреям, что после сорока лет странствования во тьме иудаизма он, в конце концов, нашел «истинный путь». Его письмо, очевидно, является ответом для тех из его друзей евреев, кто отвернулся от него, услышав о его новой вере. Через Письмо Федор пытается показать подлинность христианства. Он заканчивает письмо утверждением о том, что желает увидеть своих друзей становящимися христианами.

Сочинения Ивана Волка Курицына

В литературе субботников тринитарная полемика не содержится вообще. Отсутствие литературы, специально посвященной этим вопросам, может быть объяснено тем фактом, что все дошедшие до нас источники, составленные субботниками, были написаны до 1487 г., когда появились первые обвинения в жидовстве. Литература, составленная ими после 1487 г., видимо, систематично уничтожалась оппонентами. Голубинский подмечает: «Вряд ли нам стоит ожидать, что эти сочинения были каким‑либо образом сохранены и когда‑нибудь будут обнаружены»[418]. Иконников говорит об уничтожении «всех» диссидентских книг в течение лет преследования[419]. Политическая ситуация после угрозы еретикам усилила враждебность по отношению к полемической литературе субботников из‑за их отказа поддержать вступление Василия на престол[420]. Двадцать восемь лет его правления (1505–1533) были периодом вполне достаточным для того, чтобы избавиться от всякого рода литературы, являющейся вызовом его авторитету.

Однако источники, подтверждающих тринитарные взгляды субботников, все же существуют. Сочинения Ивана Волка Курицына, ведущего богослова движения субботников, безусловное тому свидетельство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: