Московская школа

Развитие источниковедения С.Б. Веселовским. Публикация «Актов писцового дела. Материалов для истории кадастра и пря­мого обложения в Московском государстве», «Сошного письма. Исследования по истории кадастра и посошного обложения», «Ак­тов подмосковных ополчений и Земского собора 1611-1613 гг.» и др. Труды Веселовского по социально-экономической истории сред­невековой Руси: «Приходно-расходные книги московских прика­зов», «Дьяки и подьячие XV-XVI вв.», «Исследования по истории класса служилых землевладельцев», «Село и деревня в Северо-Восточной Руси XIV-XYI вв. Историко-социологическое исследо­вание о типах внегородских поселений», «Исследования по исто­рии опричнины», «Феодальное землевладение в Северо-восточной Руси», «Ономастикон. Древнерусские имена. Прозвища и фами­лии». «Род и предки А.С. Пушкина в истории». Составление исторических карт Подмосковья.

Историческая география в лекционных курсах и трудах М.К. Любавского. «Обзор истории русской колонизации с древнейших вре­мен и до XX в.». Работа Любавского «Литовско-русский сейм. Опыт по истории учреждений в связи с внутренним строем и внешней жизнью государства».

Исследование реформ Петра I М.М. Богословским. Разногласия с П.Н. Милюковым. Анализ политического содержания обла­стной реформы, идейных основ политики сближения между Росси­ей и Западом (просвещенного абсолютизма и полицейского госу­дарства), причин неудачной попытки создания идеального, с точки зрения Петра I, государственного здания по образу и подобию евро­пейских государств.

«Обзор русской история с социологической точки зрения» Н.А. Рожкова (1905). Методологические основы концепции. Вли­яние позитивизма, народничества и марксизма. «Социальная ста­тика» и «социальная динамика». Методология и методика исто­рического исследования. Значение психологического фактора. Пе­риодизация русской истории и ее критерии.

«Русский идеализм» и его вклад в разработку проблем исторического познания

Рождение идеализма как нового религиозного мировоззрения, провозглашавшего превалирующие значение личности в система мироздания, в полемике с марксизмом, ленинизмом и позитивизмом. Марксизм как источник нового религиозного сознания. Сборник статей С.Н. Булгакова «От марксизма к идеализму» (1903). Оформление историософских представлений в результате изучения конкретных вопросов экономической исто­рии. М.И. Туган-Барановский. «Промышленные кризисы...» и. «Русская фабрика...». С.Н. Булгаков. «Капитализм и земледе­лие». Влияние взглядов Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева. Противопоставление понятий «прогресс» и «эволюция». С. Н. Бул­гаков. «Основные проблемы теории прогресса». Православные ду­ховные ценности как смысловое ядро концепций русских идеали­стов. Несовместимость социального идеала православного челове­ка с принципами капитализма, защита идеализма и религиозного сознания, идеалов христианского социализма. «Гармонические» и «антагонистические» общества (М.И. Туган-Барновский). Разра­ботка теории кооперации. Этапы развития мировоззрения русских идеалистов: 1902 г. - «Проблемы идеализма», 1909 г. - «Вехи», 1918 г. – «Из глубины». Проблемы философии истории и ее смысла, соотношения культуры и цивилизации (Н.А. Бердяев), способов познания истории России. «Философия хозяйства», капитализм и экономическое развитие России в промышленности и сельском хозяйстве (М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков). Призна­ние недостаточности теории классовой борьбы для исторической науки. Критика распространения законов Гегеля на сферу идеаль­ного (религию, философию, историю, сознание) и, таким образом. недооценки человека, игнорирования его индивидуальности. Нрав­ственное решение социальных и экономических вопросов. Исто­риографические оценки русских мыслителей в работах Н.А. Бердяева, М.И. Туган-Барановского, Н О. Лосский. «Характер русского народа».

История исторической науки в советский период. Советская историография или историография в период существо­вания Советского государства? Первая постановка вопроса о советской историографии как явлении (сборник «Двадцать пять дет исторической науки в СССГ» М,, 1942), Оценка сущности советской историографии в документах КПСС, программных выступлениях и статьях руководителей советской исторической науки, историографических работах. Отношение к феномену советской историографии в работах перестроечного и постперестроечного периодов (середина 80-х—90-е гг.).

Проблема периодизации истории советской исторической науки. Дискуссия конца 50—начала б0-х гг. в исторической периодике («Воп­росы истории", «История СССР», «Новая и новейшая история»). Кри­терии периодизации. Историографическая литература и канонизация периодизации. Феномен советской исторической науки: реальные критерии периодизации. Место, роль и функции исторической науки в советском обществе. Политика правящей элиты по отношению к исторической науке (про­блематика; тезисы, постановления и указания по вопросам освещения истории разрешительно-запретительпая система в исследованиях и публикациях; историческое образование; кадры историков, научно-ис­торические учреждения и oрганизации; архивы, музеи и их поддержка; пропаганда исторических знании). Превращение исторической науки в элемент политико-государственной системы. Общество и историческая наука. Внутренние черты советской исторической науки. Утрата авто­номности научного мышления. Примат и исключительность марксистско-ленинской методологии в структуре исторического знания. Струк­тура проблематики, ее происхождение. Ценности и предпочтения, «периферия» проблематики, табуированные зоны, отражение этих яв­лений в структуре кадров историков. Концептуальная предрешенность и концепту­альный тупик исследования. Возможности развития исторического по­знания. Складывание типа советского историка и проблема сохранения профессионализма. Изоляционизм советской исторической науки.

1917-1920-е гг.: от двух исторических неук к единой методологии

Два направления в историчес­кой науке в первые годы советской власти — традиционной российской и марксистской. Две сети науч­но-исторических учреждений (РАН и ее учреждения, университеты, РАНИОН и ее исследовательские институты; Коммунистическая акаде­мия общественных наук и ее институты, Институт красной профессу­ры, коммунистические университеты, Истпарт, Институт Маркса и Энгельса, Институт Ленина). Установление контроля за «старой» наукой: преобразование РАН в АН СССР, «пролетаризация» и преобразование университетов и истори­ческого образования, ликвидация РАНИОН. Образование Института Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКГП(б), рост Институтов красной профессуры. Исторические общества: ликвидация старых (Общество истории и древностей российских и др.) и образование новых (Обще­ство историков-марксистов, историко-революционные общества). Кра­еведческие общества. Реорганизация и централизация архивного дела, создание двух сетей архивов (партийные и государственные).

Гонения на «буржуазных ученых» Депортация части творческой интеллигенции в начале 20-х гг., репрессии 20-х гг. Значение «Дела Академии Наук» для полного искоренения немарксистской историографии в СССР. Превра­щение общественных наук в инструмент партийно-государственного руководства, пропаганды и агитации, формирование партийно-государ­ственного руководства исторической мыслью. Критика «чуждой» литературы. Издание работ классиков марксизма-ленинизма и выступлений руководителей большевистской партии, по­вышение их роли в формировании новой методологии истории.

Изменение системы подготовки кадров. Введение курсов марксиз­ма, истории классовой борьбы и революционного движении в высшей школе. Ликвидация исторического образования в высшей и средней школе и замена его курсом обществоведения.

Издание и исследование исторических источников. Публикаторская деятельность Академии наук и ее Историке-археографического института: документы по истории социально-экономических отноше­ний, боярской вотчины, крепостной мануфактуры, общественной мыс­ли, писем и бумаг Петра Великого. Публикации марксистских научных учреждений: издание тайных договоров царского правительства и до­кументов внешней политики, издание материалов по истории кресть­янского и рабочего движения, документов политических процессов XIX в., зарождения социал-демократического движения, дневников и воспоминаний государственных и военных деятелей начала XX в., до­кументов по истории революции 1917 г. Проблематика «старой» и мар­ксистской исторической науки. Возрастание интереса «старой» науки к проблемам методологии и теории исторической науки, к проблемам экономической и социальной истории средневековья и нового време­ни, истории крестьянства и народных движений, общественной мысли, истории государственной власти, внутренней и внешней политики Проблематика марксистской науки: история «общественных форм», пролетариата, классовой борьбы и революционного движения, история социал-демократии и большевизма, революции 1917 г. и гражданской войны. Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 20-х гг. Причины и условия проведения научных дискуссий. "Литера­турная" дискуссия по книге Л.Д. Троцкого «Уроки Октября». Дискуссия об итогах советско-польской войны 1920 г. Дискуссия о социально-экономическом строе Киевской Руси. Дискуссия об историческом значении выступления декабристов. Дискуссия о «Народной воле», Дискуссия о характере российского империализма. Дискуссия об общественно-экономических формациях. Значение дискуссий для развитие исторической науки.

Историография в советском социалистическом обществе (1930-е-1980-е годы).

Современные историки о влиянии И.В. Сталина на советскую ис­торическую науку. Подготовка условий для пересмотра исторической концепции, сложившейся в 20-е гг. и начало идеологического оформле­ния культа личности Сталина. Влияние 50-летнего юбилея Сталина на возвышение роли его личности в истории. Значение письма Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» для изменения условий развития исторической науки в нашей стране. Утверждение принципа партийности и прекращение научных дискуссий. Насаждение догматического понимания марксистско-ленинского теоретического наследия и субъективизма в истолковании истории и оценке роли отдельные личностей. Возрастание роли идеологического руководства исторической наукой. Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о перестройка исторического образования, реорганизации исторических учреждений и новых задачах исторических исследований. Этапы создания офици­альной концепции истории большевистской партии и истории России. «История ВКП(б). Краткий курс» и ее значение в пропаганде марксистской концепции отечественной истории. Начало подготовки учебни­ков и обобщающих трудов по гражданской истории. Первый том «Истории гражданской войны в СССР». Восстановление преподавания граж­данской истории в школах и вузах страны. Организация исторических факультетов университетов, Института истории АН СССР. Центры историко-партийной науки. Передача архивного дела в ведение НКВД. Сокращение публикации исторических источников. Разработка специ­альных и вспомогательных исторических дисциплин, появление новых методов исторического исследования. Пропаганда «иллюстративного» метода в исторических исследованиях. Советские исторические журналы в 30-е гг. Прекращение международных контактов советских исто­риков и переход к критике «буржуазных фальсификаторов» и отечествен­ной истории. Репрессии в отношении советских историков. Негативная оценка деятельности и исторической концепции М.Н. Покровского, фабрикации «дела Невского».

Возрастание интереса к политической истории. Труды Б.Д. Греко­ва, Е.В. Тарле, С.В. Бахрушина, К.В. Базилевича, М.Н. Тихомирова по истории Древнерусского государства, образования Русского централи­зованного государства, военной и внешнеполитической истории Рос­сии. Первые попытки осмысления послереволюционной истории стра­ны в обобщающих трудах по истории партии и революции. Труды по истории фабрик и заводов.

Влияние Великой Отечественной войны на изменение форм иссле­довательской работы и задач советской исторической науки. Изучение военной истории, истории военного искусства, национальной государ­ственности, внешней политики. Труды Е.В. Тарле. «История диплома­тии». Второй том «Истории гражданской войны в СССР». Начало изу­чения истории Великой Отечественной войны. Ослабление идеологи­ческого контроля над исторической наукой. Контакты с западными учеными. Постановка новых исследовательских проблем. Пропаганда национализма в исторической литературе. Критика ошибочных поло­жений отдельных историков в советской печати. Совещание историков в ЦК ВКП(б} 1944 г.

Борьба двух тенденций в советской исторической науке в послево­енный период. Усиление влияния сталинизма на историческую науку после окончания войны. Деятельность А.А. Жданова по изданию по­становлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам во второй поло­вине 40-х гг. и их значение для исторической науки. Развертывание борьбы с космополитизмом и буржуазной идеологией. Реорганизация исторических учреждений. Дискуссии по теоретическим проблемам обществоведения и их влияние на историческую науку.

Роль журнала «Вопросы истории» в первое послевоенное десятиле­тие. Организация научных дискуссий о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодаль­ной собственности, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и т.д. Начало критики отдельных положений официальной концепции после смерти И.В. Сталина. Успехи археологии и этнографии. Серий­ные публикации исторических источников. Развитие источниковеде­ния, вспомогательных исторических дисциплин, историографии. Завер­шение издания обобщающих работ («Очерки истории СССР», «Исто­рия Москвы»). Рост квалификационного состава советских историков. Переход к монографическому изучению отечественной истории, фун­даментальные труды Б,Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, И.И. Смирнова, П.П. Смирнова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина по истории феодальных отношений. Изучение истории промышленности и народного хозяйства России (К.А. Пажитнов, С.Г. Струмилин, П.Л. Лященко), истории крестьянства в XIX в. (Н.М. Дружинин), формирования про летариата (А.М. Панкратова), внешне и политики России (К.В. Базилевич. А.А. Новосельский, Е.В. Тарле, Б.А. Романов), истории освободи­тельного движения (М.В. Нечкина). Влияние культа личности Сталина на освещение советской истории.

Развенчание культа личности Сталина и создание новых условий для развития советской исторической науки после XX съезда КПСС. Изменение режима хранения документов в архивных учреждениях, широкая публикация исторических источников. Возвращение советс­ких историков на международную арену, контакты с западной наукой. Постановление ЦК КПСС «О деятельности журнала «Вопросы исто­рии» (l957). «Дело Московского университета».

Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 50-60-е гг. «Новое направление» в советской исторической науке и его роль в повышении интереса к обсуждению теоретических и методоло­гических проблем, изучении истории монополистического капитализма и предпосылок революции 1917 г. (П.В. Волобуев, М.Я. Гефтер, К.Н. Тарковский). Обсуждение проблемы многоукладности, дискуссии об «азиатском» способе производства и их значение для обновления методологического инструментария исторической науки в СССР. Спо­ры о личности Ивана IV. Дискуссии по истории крестьянских войн в России, о народничестве и народовольчестве, о роли пролетариата в освободительном движении. Новые подходы к изучению истории революции 1917 г., Гражданской войны, новой экономической политики, Великой Отечественной войны. Попытка обсуждения советскими исто­риками и писателями проблемы сталинизма и его роли в истории стра­ны (А.М. Некрич, Р.Л. Медведев, А.И. Солженицин).

Курс руководства коммунистической партии в конце 60-х-—первой половине 80-х гг. на ресталинизацию. Восстановление практики идео­логического руководства исторической наукой. Постановления и «Те­зисы» ЦК к юбилейным историческим датам. Приоритет историко-партийных исследований. Ограничение доступа к использованию исто­рических документов. Влияние внешнеполитических приоритетов в контактах с западными историками. Создание официальной концепции отечественной истории периода капитализма и советского общества. Прекращение подлинно научных дискуссий по этим проблемам. Реп­рессии в отношении инакомыслящих.

Влияние западной науки и прежде всего школы Анналов на обновле­ние методического инструментария исторических исследований. Вклад И.Д. Ковальченко в создание отечественной школы по применению количественных методов в исторических исследованиях. Значение работ Ю.М. Лотмана для создания советской семиотической школы. Но­вое в изучении истории культуры средневековья в работах М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича. Достижения в изучении феодальной истории России. Новью концептуальные подходы к изучению отдель­ных проблем феодального периода в работах Л.Н. Гумилева, И.Я. Фроянова, В.И. Горемыкиной, А.А Зимина, В.Б. Кобрина, Н.А. Троицко­го, Н.Я. Эйдельмана. Значение незавершенной дискуссии о российс­ком абсолютизме в повышении интереса к изучению политической истории (А.Я. Аврех). Феномен интереса читателей к работам В.С Пикуля, Р. Г. Скрынникова, М.К. Касвинова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: