Содержание дисциплины

Введение. Историография и история исторической науки. Термины «историография» и «история исторической науки» в дореволюционной российской науке. Разграничение понятий «историография» и «история исторической науки» современными учеными. Многоаспектность термина «историография». Предмет истории исторической науки в понимании историков дореволюционной России. Историография в системе смежных областей знаний: источниковедени­е и историческая библиография, история философских идей. Дискуссии вокруг предмета историографии в советской исторической науке. Трактовка историографии. Современные подходы к определению предмета историографии.

Основные факторы развития исторической науки. Влияние социально- экономического строя, политики государства, существующих философских систем и методологических учений, состояния источниковой базы исторических исследований и методов источниковедческого анализа, степени доступности архивов, системы научных учреждении, вузов, исторического образования, эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, международных связей исторической науки, уровня развития науки в целом.

Задачи историографии. Принципы историографического позна­ния: принцип историзма, принцип системности, принцип ценност­ного подхода. Методы историографического познания: сравнитель­но-исторический, хронологический, проблемно-хронологический, метод периодизации, метод ретроспективного анализа, метод пер­спективности. Историографические факты. Историографические источники и их виды.

История историографии. Выделение историографических представлений в процессе научного творчества историков. Эмпиричес­кий уровень развития историографии (до начала XIX в.). Господ­ство механистических представлений о процессе развития истори­ческих знаний и библиографического метода его изучения, отсутствие специальной научной лексики, стихийный характер историко-научных исследований. Превращение историографических знаний в специальную область научных исследований (20-30 е гг. XIX в.). Утверждение представлений о прошлом исторической науки как сложном динамическом процессе изменения идей и теорий, смена библиографического метода исследования диалектическим, появление первых историографических исследований, формирование профессиональных кадров и научных центров в области изучения исторической литературы, появление первых схем развития исторических знаний в России, становление историографии как учебной дисциплины в университетах. Вклад С.М. Соловьева в развитие историографии. Значение историографических трудов К.Н.Бестужева-Рюмина, М.О. Кояловича, В.С Иконникова, П.Н. Милюкова и др. Оформление историографии в специальную историческую дисциплину в первой половине XXв. Особенности историографических трудов М.Н. Покровского. «Русская историография» Н.Л. Рубинштеина - первый марксистский учебник по истории историческои науки и его критика советскими учеными. Создание «Очерков истории исторической науки в СССР», учебника по историографии под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева, лекционных курсов Л.В. Черепнина, В.И. Астахова, А.М. Сахарова и др. Освещение истории исторической науки с классовых позиций. Современное состояние историографических исследований. Деятельность Научного совета по проблеме «История исторической науки», работа региональных и вузовских центров историко-научных исследовании (Калининград, Тверь, Саратов, Томск и др), периодические издания по историографии («История и историки» «Историографический сборник», «Методологические и историографические вопросы историческои науки») Оформление методологии историографии. Создание новых обобщающих трудов по истории исторической науки (лекционный курс А.Л. Шапиро, сборники «Историки России ХУШ-XX вв.» и «Историки России. XV11-начало XX в.» и др.) Перспективы развития отечественной историографии истории России

Периодизация развития отечественной историографии. Дореволюционные схемы развития исторической науки. Проблема критерия периодизации. Дискуссии вокруг определения начального момента в развитии исторической науки. Оценка летописей как формы исторических знаний. Периодизация исторической науки в советской историографии и ее соотношение с общеисторической периодизацией. Деление истории исторической науки на донаучный (домарксистский) и научный (марксистский) периоды. Представление о смене общественно-экономических формации как рубеже в истории науки. Преодоление механического воспроизведения общеисторической периодизации в исторической науке. Изменение методологии исторических исследований как критерии периодизации. Современные подходы к периодизации истории исторической науки

Место историографии в системе исторических дисциплин. Историография, вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, историческая библиография, хронология, историческая география, археография, архивоведение). Роль историографии в формировании научного исторического мышления. Значение историографии для подготовки учителя истории. Возможности использования историографических знании в школьной практике преподавания истории

Развитие исторических знаний (с древнейших времен до конца XVII в.). Мифология как способ отложения исторических знаний. Исторические знания в античности и раннее средневековье. Дохристианские исторические представления восточных славян. Устная традиция накопления и передачи исторических знаний. Эпос. Легенды, предания, дружинные сказания, былины

Принятие христианства и распространение письменности. Изменение общественной функции исторических знаний. Письменные исторические сочинения. Древнерусское летописание. Начало составления летописей. Центры летописания «Повесть временных лет». Мировоззрение летописцев. Общественно - политические взгляды. Вмешательство власти в процесс создания летописей. Роль политического заказа. Провиденциализм. А. Аврелий «О граде божьем». Источники, отбор и интерпретация материала. Летописные сведения о происхождении, расселении, обычаях восточных славян, их взаимоотношениях с другими народами, генезисе княжеской власти, событиях русской истории (до начала XII в). Особенности летописания XII-XIII вв. Владимирское, новгородское, киевское летописание, их особенности. Зарождение общерусского летописания. Московское и тверское летописание. Литовско-русские летописи. Идея религиозной и этнической общности восточнославянских народов. Различные политические тенденции летописания. Значение летописей в общественной жизни Руси.

Внелетописные формы исторических сочинений «слово», воинские повести, сказания. «Слово о полку Игореве», «Повесть о Липицкой битве», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. Цикл произведений, посвященных Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.)

Развитие исторических знании и исторической мысли в едином Русском государстве. Летописи и летописные своды. Московский летописный свод. Воскресенская летопись. Никоновская летопись. Новые черты в летописании. Создание лицевых летописных сводов. Внелетописные формы исторических произведений. Распространение хронографов. Интерес к всемирной истории. «Степенная книга», ее историко-политическая концепция. Сюжетные сочинения. «История о Казанском ханстве». «История о великом князе московском» А.М. Курбского. Публицистика XVI в. Версии о происхождении царской власти в исторических сочинениях. «Сказание о князьях Bлaдимиpcкиx». Православно мессианские и династические идеи. Теория «Москва третий Рим».

Исторические былины и песни как особый жанр народного творчества. Циклы о взятии Казани, об обороне Пскова от войск Стефана Батория, об Иване IV Грозном, о покорении Ермаком Сиби­ри. Народные представления о прошлом.

Исторические сочинения XVII в. Постепенное отмирание летопи­сания. Распространение хронографов. Местное летописание. Сибир­ские летописи. Сказания и повести. Демократические тенденции в исторической мысли. «Псковские повести». Раскольничье летописание «Обмирщение» исторического повествования. Отход от иконописного изображения исторических лиц, характеристика их личности и деятельности. Появление элементов прагматического объяснения истории. Размышления о смысле происшедших событий. Расширение круга исторических источников. Записной приказ.

Осмысление событий смуты в официальном летописании и публицистике. «Новый летописец», «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» И. Тимофеева, «Повесть» М.И. Катырева-Ростовского. Ин­терес к античным авторам. Создание первых учебных пособий по истории: «История» Ф. Грибоедова и «Синопсис».

Общие итоги развития исторической мысли (до конца XVII в.). Создание предпосылок для перехода исторических знаний в научную форму.

Превращение исторических знаний в науку (конец XVII–середина XVIII в.). Петровские реформы, и их роль в развитии исторических знаний. Складывание абсолютизма. Развитие связей с зарубежными странами. Значение культурных преобразований Петра I. Создание системы светского образования. Секуляризация науки и культуры. Первые научные учреждения. Создание Академии наук и ее роль в развитии исторической науки. Правительственные распо­ряжения о составлении исторических трудов и поиске источников. Формирование основ источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Разработка методов критики историчес­ких источников. Рождение исторической периодики. Первые при­знаки научного оформления исторических трудов. Выделение ис­тории как науки из общей совокупности знаний.

Методология истории. Теория естественного права и обще­ственного договора. Идеи Г. Гроция (1583-1645) и Т. Гоббса (1588-1679). Отрицание божественного происхождения государства. Ос­лабление провиденциализма и утверждение рационалистических теоретических представлений об историческом процессе. Прагма­тизм в объяснении собыгий прошлого. Попытки примирения тео­рии естественного права с теологическим пониманием история. С. Пуфендорф (1632-1694). X. Вольф (1679-1754). Влияние западноевропейской философской мысли на российскую истори­ческую науку.

Историки петровского времени. Роль Петра I в составлении исторических сочинений. «Ядро российской истории» А.И. Манкиева. Внимание к новейшей истории страны. Элементы критики источников. Апология самодержавия и петровских преобразова­ний Полемическая заостренность работы Манкиева. Исторические трактаты сподвижников Петра I. Популяризация внешней политики Петра I и успехов русской армии в Северной войне. «История императора Петра Великого от рождения его до Пол­тавской баталии» Ф. Прокоповича. «Рассуждение о причинах Свейской войны» П.П. Шафирова. Анализ актового материала. Доказательства справедливого характера войны для России. Освещение дипломатической борьбы накануне Северной войны и хода боевых действий в «Журнале, или Поденной записке Петра Великого» («История Свейской войны»). Перевод на русский язык сочинений западноевропейских историков. Значение историографии петров­ского времени

Историческая концепция В.Н. Татищева (1686-1750). Общественно-политические взгляды. Просветительство В.Н. Татищева: дискуссии отечественных историков. «История Российская с самых древнейвдих времен»: редакции, структура, публикации. Понима­ние Татищевым роли исторической науки, смысла и назначения труда историка. Теоретико-методологические основы исгорических взглядов. Рационализм и деизм Татищева. Отход от провиденциалистского понимания истории. Просвещение и совершенствование человеческого разума главная движущая сила истории. «Способы всемирного умопросвящения». Источниковая база труда Тати­щева. Проблема достоверности татищевских «известии». Приемы источниковедческого анализа и критики источников. Приемы пере­дачи Татищевым текста источников. Общая концепция русской истории и ее периодизация. Теория естественного права и обще­ственного договора в объяснении происхождения государства. Обоснование преимуществ самодержавной формы правления для Рос­сии. Периодизация русской истории. Значение «Истории» Татищева для развития исторической науки.

Вклад немецких историков в развитие российской историграфии. Норманская теория происхождения Руси. Символическая этимология в грудах Г.3. Байера (1693-1738). История Сибири и Дальнего Востока в работах Г.Ф. Миллера (1705-1783). Роль немецких ученых в развитии археографии, исторической географии и этнографии в России. Формирование основ критического направления в историографии.

Исторические исследования M.В. Ломоносова (1711-1765). Общественно-политические взгляды. Полемика с Миллером. Антинорманизм. «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого». Проблема этногенеза славян, характеристика их общественного строя, занятий, быта и нравов. «Краткий Российский летописец с родословием» - учебник русской истории. Оценка роли самодержавия. Периодизация отечественной истории. Идеализация петровских преобразований в «Слове похвальном... Петру Великому» Историческая тема в одах Ломоносова. Роль M. В. Ломоносова в развитии исторической науки в России.

Историческая наука во второй половине XVIII в. Правительственная политика в области науки и образовании. Расширение фактической базы исследований. Поиск и публика­ция исторических источников. Издания Н.И. Новикова и их вклад в развитие отечественного источниковедения. «Древняя Российская Вивлиофика» (1773-1775 и 1788-1791). Совершен­ствование методов и приемов источниковедческой критики. Деятельность Академии наук. Появление первых исторических обществ. «Общество для исторических исследований» в Архангельске (1759). Вольное российское собрание при Московском университете. Подготовка профессиональных кадров для исторической науки. Учебники по русской истории. Развитие специаль­ных и вспомогательных дисциплин (археологии, археографии, эт­нографии, хронологии и др.). Связь отечественной исторической науки с западноевропейской историографией. Cсоциологические и исторические взгляды С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова, попытки установления этапов в развитии общества.

Состояние методологии истории

Воздействие западноевропейских общественно-политических и философских учений. Рационализм и прагматический подход к объяс­нению прошлого России. Идеология Просвещения — теоретический фундамент российских исторических исследований. Сохранение эле­ментов провиденциализма. Формирование направлений в русской историографии второй половины ХУ111-первой трети XIX в.

Консервативное направление в историографии. Общественно-политические взгляды М.М. Щербатова (1733-1790). Воздей­ствие философии Д. Юма на методологические воззрения Щерба­това. Рационализм и прагматизм его концепции. Психологичес­кое понимание причинности исторических событий. «История Российская от древнейших времен». Расширение источниковой базы. Критерии отбора источников. Общая концепция русской истории. Благотворность союза верховной власти и дворянства. "Обоснование прав и привилегии дворянства как главной опоры самодержавия, защита крепостного права. Осуждение реформатор­ских планов самодержавия в «Размышлении о неудобствах в Рос­сии дать свободу крестьянам» и «Краткой повести о прежде быв­ших в России самозванцах» (1774). Критика преобразований Пет­ра I и политики его преемников в книге «О повреждении нравов в России» (1786-1789). Генеалогические исследования М.М. Щер­батова. Значение творчества М.М. Щербатова.

Исторические воззрения И.Н. Болтина (1735-1792). Критика им работ Н.Р. Леклерка и М.М. Щербатова («Примечания на Историю древния и нынешния России г. Леклерика» (1788). «Кри­тические примечания генерал-майора Болтина на первый (второй) том «Истории» князя Щеработва» (1793-1794). Воздействие рационализма и просветительской идеологии на исторические взгляды Болтина. Понимание им природы причинности в истории. Признание влияния объективных факторов на исторический ороцесс: роль географической среды, естественного права, национального характера народа. Идея единства всемирно-исторического процесса. Общая схема русской истории. Апологетика самодержавия и его роли в истории России. Понимание «феодализма» как системы политической раздробленности. Генезис крепостного права в России в оценке Болтина («вольность» крестьян до XVI в., непричастность государственной власти к их закрепощению). Кри­тика петровских реформ. Публикаторская деятельность Болтина, комментарии к изданию русских источников. Вклад Болтина в раз­витие отечественной историографии. Оценка его трудов С. М. Со­ловьевым и В.О. Ключевским.

Критический анализ русских летописей А.Л. Шлецером (1735-1809). Попытки восстановить первоначальный текст летописи Нестора. «Малая» и «высшая» критика источника. Норманская теория в грудах Шлецера.

«Купеческие историки». Новая проблематика в трудах «купе­ческих» историков. Внимание к истории хозяйственной жизни России. Обоснование прогрессивной роли самодержавия в разви­тии страны. Критика аристократии. Апологетика деятельности Петра I в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразователя Рос­сии» (1788-1789) и в «Дополнениях к «Деяниям Петра Великого» (1790-1797) И.И. Голикова (1735-1801). Элементы провиденциализма в трудах Голикова. Некритический подход к источникам. История купечества, торговли и промыслов в трудах В.В. Кресгинина (1729-1795). Внимание к местной истории Подвинья. Обраще­ние к семейным архивам купеческих родов. «Опыт Казанской исто­рии древних и средних времен» (1762) П.И. Рычкова (1712- 1777). История коммерции и промышленности в работах М.Д. Чулкова (1743-1792). Новые принципы объяснения прошлого в трудах С.Е. Десницкого (1741-1789).

Радикально просветительское направление в историографии.

А.Н. Радищев (1749-1802). Общественно политические и философские воззрения Радищева. Радикальная интерпретация основных принципов просветительской идеологии. Критика самодержавного деспотизма и крепостного права. Представление об истории как закономерной смене периодов «вольности» и «деспо­тизма» - своеобразное отражение идеи о цикличности исторического развития.

Историческая наука в первой трети XIX в.

Реформы Александра I в облаcmu образования и цензуры. Создание новых высших учебных заведений и их роль в подготовке профессиональных кадров для исторической науки. Отечественная война 1812 г. и активизация общественного интереса к прошлому Отечества. Проблемы российской истории в общественно - политической борьбе. Деятельность научных обществ. Создание «Общества истории и древностей российских». Деятельность Румянцевского кружка и публикация им «Собрания государственных грамот и договоров». Поиски исторических рукописей П.М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем. Создание Археографической комиссии. Распространение и популяризация исторических знаний. Роль журналистики. Историческая периодика. Исторические публикации в «Вестнике Европы» Н.М. Карамзина и М.Т. Каченовского, «Московском телеграфе» Н.А. Полевого, «Московском вестнике» М.П. Погодина.

Философия и методология истории

Идеи Просвещения в начале XIX в. Воздействие европейского сентиментализма на русскую историографию. Противопоставление чувств разуму: возможность постижения истины не рассудком, а сердцем. Кризис просветительского направления в исторической науке. Поиски объективных основ исторического прогресса.

Влияние французской романтической историографии эпохи Реставрации. Специфика консервативно романтического направления. Ф.О. Шатобриан (1768-1848). Доказательства ограничен­ных возможностей разума и просветительского понимания исто­рии. Идеализация средневекового прошлого, легитимизм, глубокая религиозность. Либеральный романтизм в исторической науке. Ф. Гизо (1787-1874) и О. Тьерри (1795-1856). Отношение к идейному наследию французской революции. Поиски историчес­ких корней современных социальных институтов. Понимание ис­торического прогресса как непрерывного движения к торжеству справедливости и свободы. Объяснение причин эволюции обще­ства изменением объективных исторических обстоятельств их су­ществования. Признаки феодализма в трактовке Ф. Гизо. Поня­тие класса О. Тьерри. «Классовая борьба» как результат завоева­ния одного народа другим. Немецкий романтизм. Л. Ранке (1795-1886). Разрыв с рационализ­мом. Уход в мир фантазий и мистических переживаний. Внимание к национальным особенностям развития каждого народа. Изуче­ние народного творчества, быта. Историческая школа права.

Объективный идеализм Ф. Шеллинга (1775-1854). Свобода и необходимость в истории человечества. Отрицание возможности произвола исторической личности. Постепенное продвижение к пра­вовому строю - суть прогресса в истории. Представление о всемирной истории как о процессе смены народов, являющихся носителями различных идеи и миссии, на арене мирового развития

Просветительское направление в русской историографии

Историческая концепция Н.М. Карамзина (1766-1826) Общественно-политические взгляды Карамзина и их эволюция. Оценка Великой французской революции. Европейский легитимизм и трансформация общественно-политической позиции Карамзина. Причины обращения к исследованию истории. «Записка о древней и новой России» (1811). Критика реформ Александра I «История государства Российского» история создания, общественно политические и научные задачи структура и публикации. Теоретико-методологические основы исторических взглядов Карамзина. Влияние сентиментализма. Психологизация исторических процессов и явлений. Назначение истории и задачи историка. Интерпретация исторического материала с нравственно- назидательных позиции. Сближение истории с искусством. Подчеркнутое внимание к художественности и занимательности повествования. Источниковая база исследования, приемы работы Карамзина с источниками. Общая концепция русской истории Карамзина. Периодизация истории России и ее принципы. Происхождение и основные этапы развития российского самодержавия. Оценка эпохи Ивана Грозного и петровских реформ. Полемика вокруг «Истории государства Российского» и ее влияние на становле ние основных направлении русской историографии.

Радикально просветительская концепция русской истории и исторические воззрения декабристов. Революционная трактовка ведущих принципов просветительства. Влияние романтических идеи. Антинорманизм декабристов. Идеализация республиканского устройства Новгорода. Критика деспотизма русских самодержцев.

Критическое направление в отечественной исторической науке

Ф.Г. Эверс (1781-1830). Общественно-политические взгляды Эверса. Критика просветительской теории общественного договора. Первые работы Эверса. Влияние методики источниковедческого анализа А. Шлецера. Антинорманизм Эверса. Причерно морская концепция происхождения Руси. «История руссов» (1816). Периодизация российской истории. Внимание историка к изучению проблем общественного развития Характеристика государственного строя, права, социальных отношений, занятии и нравов, населения, науки и искусства. Новый подход к истории «Древнейшее право руссов» (1826). Необходимость раскрытия закономерностей общественного развития. Объективный характер причинности. Историзм в подходе к человеческой психике. Апология бесконфликтного и эволюционного развития. Представление о государстве как о естественном результате разрастания семьи (через род и народность). Патриархальный характер власти государя. Родовые отношения в Киевской Руси. Правовая проблематика. Вклад Г. Эверса в развитие русской исторической науки и его оценка в отечественной историографии. Эверс и государственная школа.

Скептическая школа в русской историографии. Общественно-политические взгляды М.Т. Каченовского (1775-1842). Общие представления об историческом процессе. Перенесение законов развития человека на развитие общества. Идея тождественности основных этапов эволюции различных народов. Использование уравнительно- исторического метода. Полемика с Н.М. Карамзиным. Разработка М.Т. Каченовским принципов источниковедческой критики, ее разделение на «низшую» и «высшую» Влияние А.Л. Шлецера и Б. Нибура. Общие представления историка о «духе времени» как критерии «высшей» критики источника. Гиперкритицизм Каченовского в отношении источников по истории Древнерусского государства. Сомнения в подлинности и самостоятельности «Повести временных лет» и «Русской Правды». Статьи «Мои взгляд на «Русскую Правду» (1829) и «О кожаных деньгах» (1835). Киевская Русь - «баснословный период» отечественной истории. Представчения о «дикости» славян, примитивности общественных отношении в Древней Руси, ее отставании в развитии от Запада и зависимости от европейского влияния. Ошибки М.Т. Каченовского в освещении отечественной истории. Ученики Каченовского (Н. Сазонов, С. Строев И. Бодянскии, Н. Станкевич, Н. Стрекалов) Статья Н.В. Станкевича «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Ивана III» (1834). 0бъективные причины возвышения Москвы. Роль географического положения. Н. Арпыбашев (1733-1841). Полемика с Н.М. Карамзиным. Источниковедческая критика сочинений Курбского. Преодоление исторической наукой гиперкритицизма скептической школы Борьба М.П. Погодина с построениями «скептиков». Работа П.Г. Буткова «Оборона летописей русских от «навета» скетиков» (1840). Оценка скептической школы в отечественной историографии. Соотношение «скептического» и «критического» ваправлений в русской историографии.

Исторические взгляды Н.А. Полевого (1796-1846). Критика сочинения Н.М. Карамзина «История Русского народа». Теоретико-методологические взгляды. Необходимость философского подхода к истории и признание существования объективных закономерностей исторического развития. Влияние Ф. Шеллинга. Особая роль России. Происхождение русского государства. Понимание феодализма как политического дробления, оформленного в системе междукняжеских отношений. Норманский феодализм. Семейный феодализм. Монголо-татарское иго и его последствия. Корни русского деспотизма. Роль Провидения. Несамостоятельность концепции Полевого. Влияние французской историографии. Оценка научного творчества Полевого в отечественной исторической науке.

Историческая наука во второй трети XIX в. Общественно политическая борьба и развитие исторической науки. Разработка и пропаганда официальной идеологии. Формирование либеральной идеологии. Споры западников и славянофилов о характере и перспективах исторического развития России. Социалистические идеи и их отражение в общественно политических взглядах и концепциях русских историков. Активизация роли историков в общественной жизни. Правительственная политика после восстания декабристов. Борьба с проявлениями инакомыслия. Образование и цензура при Николае I. Изменение правительственного курса. Расширение возможностей для свободного научного творчества. Публичные диспуты ученых. Состояние преподавания истории в высших и средних учебных заведениях. Создание кафедр русской истории в университетах. Учебники по истории. Деятельность научных обществ. Развитие специальных исторических дисциплин. Успехи археологии. Создание Императорского русского археологического общества. Раскопки в Северном Причерноморье, степной полосе. Изучение быта и материальной культуры. Развитие этнографии. Собирание и изучение памятников русского народного быта и творчества. Поиск и публикация исторических источников. Археографическая комиссия. Издание актового материала и полного собрания русских летописей. Состояние источниковедения. Изменение понимания целей и содержания научной критики источника. Поиск исторической основы легенд и мифов. Проверка данных источника общими соображениями о соответствующем историческом этапе развития. Развитие вспомогательных исторических дисциплин

Методология истории

Влияние немецкой классической философии на теоретические основы исторических концепций русских историков. Г. Гегель (1770-1831). Представление об истории как органичном, внутренне обусловленном, закономерном, всемирно историческом, телеологическом, прогрессивно поступательном процессе саморазвития Абсолютного духа во времени, раскрывающем в каждом народе в той или иной мере свои неограниченные возможности и черты. Направление исторического развития с Востока на Запад. Содержаяие исторического развития - движение к всеобщей свободе, воплотившейся в идее правового государства. Единство и борьба противоположностей источник исторического развития. Этапы исторического развития (диалектическая триада) -кровнородственный союз (семья, род), гражданское общество и государство. Апология роли государства в истории. Государство и общество. Тезис о постоянном развитии личности и общества и изменение представлений о задачах исторической науки.

Консервативное направление в историографии

Теория официальной народности и ее истоки в русской общественно-политической мысли. С.С. Уваров и окончательное оформление новой государственной идеологии. Русские национальные начала - православие, самодержавие и народность и их незыблемость. «Вырастание» принципов власти из народного характера и народной истории, единение власти и народа, возможность социального мира без потрясений и революций. Противопоставление России и Европы. Исключительность русского исторического пути.

Теория официалъной народности и историческая наука. М.П. Погодин (1800-1875). Общественно-политическая позиция. Формирование исторических взглядов. Погодин и Карамзин. Влияние Б. Нибура и Г. Эверса. Борьба со скептической школой. Научно- преподавательская деятельность Погодина в Московском универсигете. Собирание и публикация источников «Исследования, замечания и лекции о русской истории» (1846-1859). Эклектизм и примитивность теоретических воззрении Погодина. Рационализм и провиденциализм. Влияние немецкой классической философии. Подмена идеи закономерности исторического развития его целесообразностью. Обнаружение целей Провидения в русской истории. Признание случайности главной движущей силой исторического процесса - исток идеи о многовариантности истории, ее альтернативности. Использование в истории методов точных наук. «Математический метод». «Доказательство от обратного» подлинности древнерусских источников. Приемы работы с источниками. Метод «выписывания параллельных мест». Механическая систематиза­ция данных различных источников по рубрикам. Отказ от анализа накопленного материала и создания обобщающих трудов по рус­ской истории. Релятивизм Погодина. Вероятностный характер выводов и заключений. Историческая концепция М.П. Погодина. Противопоставление российской и западноевропейской истории. Утверждение о добровольном характере призывания варягов. От­каз русского народа от государственной власти. Сведение истории страны к истории самодержавия. Государство — действующая и организующая сила российской истории. Норманизм Погодина. Отрицание глубоких корней удельной раздробленности Руси. По­нимание процесса образования единого русского государства как «собирания власти», а не земель. Обоснование безуказной кон­цепции происхождения крепостного права. Высокая оценка пет­ровских преобразований. Значение научного творчества М.П. По­година и его оценка в современной историографии.

Официальная концепция русской истории в трудах Н.Г. Устрялова (1805-1870). Создание школьного учебника по отечественной истории. «Русская история» (1837—1841). Прагматическое изло­жение политической истории. Главная движущая сила истории -действия людей, обладающих властью. Мирный и «безмятежный» характер российского исторического процесса. Отрицание возмож­ности революции. Исключительные качества русского народа, его богоизбранность. Работы по истории преобразований Петра I.

Либеральное направление в исторической науке. Государственная школа в русской историографии

Основные положения «государственной» теории. Воздействие буржуазных тенденций общественного развития на историческую науку. Влияние фи­лософии Гегеля на теоретико-методологические основы направле­ния. Признание закономерности и органичности развития русско­го народа от родовых отношений к государственным. Понимание этого развития как формально-юридической смены правовых форм. Признание государства высшим достижением общественного про­гресса и творцом народной истории. Распространение закономер­ностей исторического развития Западной Европы на Россию. Раз­витие истории права как особой отрасли науки. Преимуществен­ное использование в качестве исторических источников актового материала и его формально-логический анализ. Обусловленность исторической концепции западников их общественно-политичес­кими взглядами. Периодизация развития государственной шко­лы. Два поколения «государственников».

Основные направления и тенденции развития русской историографии в 1860–1910-е гг. Оформление государственной (юридической) школы в трудах К.Д. Кавелина (1818-1885). Статья «Взгляд на юридический быт древней Руси» (1847). Концепция органического и законо­мерного развития русской истории. Перерастание родовых (семей­ных) отношений через вотчинные в государственные. Решающая роль государства в историческом развитии народа. Периодизация русской истории. Отрицание роли внешних воздействий на исто­рическое развитие народа. Эволюция исторической концепции Кавелина. «Мысли и заметки по русской истории» (1866). Утвер­ждение идеи об этнографической самобытности России и ее проти­вопоставление Западу. Роль К.Д. Кавелина в становлении госу­дарственной школы. Оценка его взглядов в историографии.

Историческая концепция С.М. Соловьева (1830-1879). Обще­ственно-политическая позиция. «История России с древнейших времен» в 29 томах. Теоретико-методологические основы. Историософия Гегеля и научные взгляды Соловьева. Признание един­ства всемирно-исторического процесса, органичности и закономер­ности русской истории. Обоснование ведущей роли государства. Борьба противоположностей как источник развития. Противоре­чие между высокими идеалами христианства и ограниченными человеческими возможностями. Борьба между родовыми и госу­дарственными началами, «лесом» и «степью», «камнем» и «дере­вом», «старыми» и «новыми» городами. Факторы, определяющие исторический путь России: «природа страны», «природа племени» и «ход внешних событий». Элементы географического детерми­низма в концепции С.М. Соловьева. Периодизация русской исто­рии и решение ключевых проблем отечественной истории. Отно­шение к норманской теории. Оценка последствий монголо-татарс­кого ига и причин возвышения Москвы. Признание закономерности, целесообразности и прогрессивности внутренней политики Ивана Грозного. «Указная» концепция происхождения крепостного пра­ва. Доказательство закономерности и подготовленности реформ начала XVIII в. Апологетика царя-реформатора. Эволюция оцен­ки петровских преобразований от «Истории России с древнейших времен» к «Публичным чтениям о Петре Великом» (1872). Вли­яние концепции Соловьева на дальнейшее развитие исторической науки. Оценка отечественной историографией значения труда Со­ловьева.

Б.Н. Чичерин (1828-1904) - ведущий теоретик государствен­ной школы. Влияние гегельянства на его исторические построе­ния. Три этапа в органичном развитии общественных отноше­ний: кровный союз, гражданский союз, государство. Представле­ние о государстве как органичном союзе народа, соединении всех его общих интересов, высшем проявлении народности. Признание специфики российского исторического процесса и объяснение ее географическими условиями, этническими особенностями и отсталостью в развитии общественных отношений. Теория «бродячей Руси». Усилия государственной власти по организации и структурированию народа. «Закрепощение» и «раскрепощение» сословий государством. Обоснование историческими аргументами сильной самодержавной власти в России. Происхождение и развитие крестьянской общины в трактовке Чичерина. Патриархальная, владельческая и государственная общины. Утверждение об искусственном происхождении и государственном характере общинной организации русских крестьян XIX в. История государственных учреждений. «0 народном представительстве» (1866). Противо­поставление земских соборов в России сословно представитель­ным органам европейских стран. Дискуссии в российской исто­риографии о характере общественно-политических и исторических взглядов Б.Н. Чичерина.

«Второе поколение» государственников. В.И. Сергеевич (1832-1910) и А.Д. Градовский (1841-1889). «Великие реформы» правительства Александра II и эволюция общественно-политических взглядов либеральной интеллигенции. Воздействие позитивизма на теоретико-методологические взгляды «младших государственников». Отказ от широких обобщений. Эмпиризм. Выдвижение на первый план историко-правовой проблематики. Систематизация источников. Критика родовой теории С.М. Соловьева в работе Сергеевича «Вече и князь» (1867). Господство частного права и договорных отношений в Киевской Руси. «Высшая администрация России XVIII столетия и генерал прокуроры» (1866). Идеализания петровских преобразований. Освещение деятельности Сената и Верховного тайного совета.

Вклад государственной школы в развитие русской историогра фии. Дискуссии вокруг оценки исторической концепции государ ственной школы среди дореволюционных и советских историков

Исторические взгляды славянофилов

Общественно политическая позиция славянофилов. Славянофильство и либерализм. Философские основы построений славянофилов. Влияние идей немецких философов идеалистов. Критика учения Гегеля как предельного воплощения рационализма и отвлеченной рассудочности. Неприятие диалектики, представлявшей развитие как постоянную борьбу противоположностей, отрицание отрицания. Основы исторической концепции славянофилов. Противопоставление России и Запада. Релиигиозный выбор русского народа. Специфика русского национального характера. Теория К.С. Аксакова о негосударственном характере русского народа. Союз Земли и Государства. Объяснение народных движений в России как борьбы Земти за восстановление законной власти. Община как основанный на истинно христиан­ских началах нравственный союз людей. Противопоставление рода и общины. Периодизация русской истории Е.С. Аксакова. Разрыв Государством союза с Землей в петербургский период - пово­ротный пункт отечественной истории. «Публика» и Власть. Необходимость возвращения к допетровским началам и отношениях Земли и Государства. История крестьянства в трудах историков-славянофилов. Теория об историческом праве крестьян на землю и ее роль в обосновании необходимости освобождения крепостных с землей. Исследование процесса закрепощения И.Д. Беляевым (1810-1873) «Крестьяне на Руси». Критика теории «бродяжни­чества» русского народа. Схема всемирно-исторического процесса А.С. Хомякова (1804-1860). Противоборство в мировой истории начала свободы и начала необходимости, славянского и германского мира. Роль славянофильства в оформлении либеральной концепции в русской историографии.

Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И. Костомарова (1817-1885). Участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества. Преподавательская деятельность Костомарова. Теоретико-методологические основы исторических взгля­дов. Статья «0б отношении русской истории к географии и этног­рафии» (1863). Определение предмета и задач истории. История и археология. Внимание к побудительным мотивам деятельности людей, к раскрытию «духа народа», этнографической самобытности. Критика государственной школы за гипертрофированное внимание к истории государства и его органов. Влияние философии Шеллин­га. Подход к источнику и факту. Исследование национального ха­рактера русского, украинского и польского народов. Общая схема русской истории. Федеративные начала в Древней Руси. Характер княжеской власти. Монгольское иго в исторических судьбах великорусской народности. Утверждение самодержавия на Северо-востоке Руси. Противопоставление Новгорода как носителя демокра­тических традиций самоуправления Москве. «Смутное время Мос­ковского государства в начале 17 столетия» (1868). Проявление в смуте удельно-вечевого начала. Статья «Личности "смутного времени"» и полемика вокруг нее в русской историографии. Негатив­ная оценка народных движений ХУ11–ХУ111 вв. как проявления анархии, «рецидива» удельновечевых начал. Казачество - носи­тель отцветших федеративных начал. История Украины в трудах Костомарова. Обособление южнорусской народности Господство удельно-вечевых начал. Отсутствие прочной княжеской власти. Потеря национальной независимости. Оценка национально-освобо­дительной борьбы украинского народа против Польши. Место Кос­томарова в развитии российской исторической науки.

Социально-политические взгляды представителей радикально­го направления в общественном движении: В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). «Русский социа­лизм». Теоретико-методологические основы исторических взгля­дов. Радикальная трактовка гегельянства. Использование зако­нов диалектики для обоснования возможности революционного способа преобразования общества. Элементы механистического материализма. Внимание к истории народных движений. Пробле­ма общины и перспективы развития капитализма в России. Эк­лектизм исторической концепции Н.Г. Чернышевского. Знания, разумное законодательство и количественные изменения - факто­ры развития общества. Теория нарастания и ее эволюционный характер. Циклы всеобщего исторического развития. Возможность отката в цивилизационном развитии человечества. Импульсно-эволюционный путь обновления общества. Понимание под «скач­ками», «периодами усиленной работы» выход на арену обществен­ного развития каждого нового поколения. Отставание России в историческом развитии на один цикл от Запада и возможность для нее непосредственного перехода к социализму. Роль народ­ных масс в истории. Дискуссии в отечественной историографии по вопросу об определении характера социологической и историософской концепции Н.Г. Чернышевского. А.П. Щапов – формирование мировоззрения. Исследование раскола как социального движения. Щапов о деятельности народных масс в истории России. Земско-областная теория. Поиски Щаповым материалистического понимания истории. Антрополого-социологическая теория. Щапов о роли и задачах интеллигенции в историческом процессе.

Формирование национальной, этической и психологической историко-экономической школы и ее генетические черты: ориента­ция на историческую перспективу, этико-психологическая доми­нанта и выделение роли человека как основной, поиски теории, способной обеспечить разумное общественное развитие, углублен­ное внимание к экономической и социально-экономической проблематике, идеализм.

Теоретические основы историографии. Развитие методологи­ческих подходов и их борьба. Поиски новых методологических принципов изучения истории. Влияние западноевропейской мето­дологии истории. Позитивизм и его критика в 1860-1880 гг. Исторические концепции русских марксистов 90-х гг. Влияние кантианства. Движение «от марксизма к идеализму». Отношение к марксизму в 90-е гг. XIX в.-начале XX в.; в 1907-1917 гг.

Рост влияния политических взглядов на историографию. Отра­жение в исторических трудах процессов демократической рефор­мации и социальной революции.

Народническое направление в русской историографии

Философия истории народников. Идейные источники формиро­вания их исторических взглядов. Поиски смысла истории. Тео­рия прогресса. Идея о «цене прогресса» в капиталистическом об­ществе. Учение о «героях и толпе», представления о роли личнос­ти в истории. Идея ответственности за судьбу народа (вопрос о нравственном долге образованного общества перед людьми труда, в первую очередь крестьянами). Внимание к роли народных масс в истории, обращение к истории революционных движений. Соци­альные гарантии личности в условиях капитализма. Рассмотрение общины в качестве источника будущего социального прогрес­са России. Место истории в системе социальных наук. Социаль­но-ориентированный характер идеального общественного устройства и моделирования будущего.

П.Л. Лавров и его «Исторические письма» (1869). Понимание процесса истории и прогресса. Формула прогресса. Дискуссия с Михайловским о содержании «формулы прогресса».

Теоретико-методологические принципы исторической эпистемологии Н.К. Михайловского. Его историческая концепция («те­ория вольницы и подвижники», периодизация). Учение о смене типов социальной связи. Закон «борьбы за индивидуальность» и его психологическое содержание. «Субъективный метод» истори­ческого дознания и его компоненты (этико- субъективная доктрина, «классовый подход» в широком понимании, психологический метод в истолковании общественных явлений). Поиски метода, позволяющего одновременное развитие человеческой индивидуальности и общественного устройства. Влияние взглядов Михайловского на концепции историков крестьянской жизни и быта: В.И. Семевского, А.Я. Ефименко, Л.Э. Шишко, В.А. Мякотина и др. Либеральное направление в отечественной историографии. Крити­ка идей Михайловского (теории прогресса) И.И. Юзовым (Каблицем) и Я.В. Абрамовым, создателем теории малых дел, авто­ром идеи «культурничества».

П.Н. Ткачев. Критика позитивизма. Применение экономичес­кого метода в историческом познании. История России в трудах Ткачева (община и крепостное право; социальная структура рос­сийского общества в середине XIX в., история конспиративных централизованных организаций).

Исторические труды В.И. Семевского «Крестьяне в царство­вание императрицы Екатерины II» (1881), «Крестьянский вопрос в России в XYIII и первой половине XIX века» (1888), «Рабочие на сибирских золотых приисках» (1898), «Политические и об­щественные идеи декабристов» (1909). Историки А.А. Корни­лов и А.А. Кизеветтер о значении трудов В.И. Семевского в русской историографии.

Исторические представления реформационного народничества

Трансформация системы идей, созданной родоначальниками на­родничества. Разработка экономической теории народничества - про­блем русского капитализма. Признание необходимости перехода страны к более высокой земледельческой культуре. Критика идео­логии экономической модернизации России за счет преимуществен­ного развития крупной промышленности в ущерб крестьянству. Идеи реализации справедливости и равенства всех членов обще­ства — главная цель общественной эволюции. Поиски путей к гражданскому миру и преодолению пороков классового разобще­ния. Полемика С.Н. Кривенко с Вл. Соловьевым по вопросу о слиянии интеллигенции и народа.

Исследование особенностей модернизации народного хозяйства пореформенной России и стран с преимущественно аграрным харак­тером производства (диспропорции в развитии отраслей и трудности становления рынка товаров и рабочей силы). Труды о социально-экономическом развитии России периода капитализма: Н.Ф. Даниельсон «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1893) и В.П. Воронцов «Судьбы капитализма в России? (1882), «Артельные начала русского общества» (1895), «Очерки кустар­ной промышленности в России» (1886), «Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882—1886 гг.» (1911). Негативное отноше­ние к капиталистическому способу производства и его идеологи­ческому обоснованию - либерализму. Полемика с В.И. Лениным о русском капитализме и понимании целей развития общества.

Методология Даниельсона. Четыре метода исследования (опыт, сравнение, статистика, гипотеза). Сравнительный метод изучения различных экономических эпох для выяснения связи между ними, а также законов исторического развития. Историческая концеп­ция Даниельсона. Выделение эпох: феодальной (физической силы), буржуазной (силы денежной) и силы труда. Движущие силы ис­тории (явные и скрытые). Роль рабочего класса в России и Запад­ной Европе. Основные факторы русской хозяйственной жизни: хлебное производство, железные дороги, банковская деятельность.

Идеализация прошлого В.П. Воронцовым. Полемика с Н.Ф. Даниельсоном. Прогнозирование будущего.

Работы В.А. Мякотина по истории Украины и России. Кри­тика крепостничества и царизма. История крестьянского земле­владения и общины в трудах П.А. Соколовского и А.Я. Ефименко. «Положение рабочего класса в России» В.В. Берви-Флеровского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: