Введение. Историография и история исторической науки. Термины «историография» и «история исторической науки» в дореволюционной российской науке. Разграничение понятий «историография» и «история исторической науки» современными учеными. Многоаспектность термина «историография». Предмет истории исторической науки в понимании историков дореволюционной России. Историография в системе смежных областей знаний: источниковедение и историческая библиография, история философских идей. Дискуссии вокруг предмета историографии в советской исторической науке. Трактовка историографии. Современные подходы к определению предмета историографии.
Основные факторы развития исторической науки. Влияние социально- экономического строя, политики государства, существующих философских систем и методологических учений, состояния источниковой базы исторических исследований и методов источниковедческого анализа, степени доступности архивов, системы научных учреждении, вузов, исторического образования, эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, международных связей исторической науки, уровня развития науки в целом.
|
|
Задачи историографии. Принципы историографического познания: принцип историзма, принцип системности, принцип ценностного подхода. Методы историографического познания: сравнительно-исторический, хронологический, проблемно-хронологический, метод периодизации, метод ретроспективного анализа, метод перспективности. Историографические факты. Историографические источники и их виды.
История историографии. Выделение историографических представлений в процессе научного творчества историков. Эмпирический уровень развития историографии (до начала XIX в.). Господство механистических представлений о процессе развития исторических знаний и библиографического метода его изучения, отсутствие специальной научной лексики, стихийный характер историко-научных исследований. Превращение историографических знаний в специальную область научных исследований (20-30 е гг. XIX в.). Утверждение представлений о прошлом исторической науки как сложном динамическом процессе изменения идей и теорий, смена библиографического метода исследования диалектическим, появление первых историографических исследований, формирование профессиональных кадров и научных центров в области изучения исторической литературы, появление первых схем развития исторических знаний в России, становление историографии как учебной дисциплины в университетах. Вклад С.М. Соловьева в развитие историографии. Значение историографических трудов К.Н.Бестужева-Рюмина, М.О. Кояловича, В.С Иконникова, П.Н. Милюкова и др. Оформление историографии в специальную историческую дисциплину в первой половине XXв. Особенности историографических трудов М.Н. Покровского. «Русская историография» Н.Л. Рубинштеина - первый марксистский учебник по истории историческои науки и его критика советскими учеными. Создание «Очерков истории исторической науки в СССР», учебника по историографии под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева, лекционных курсов Л.В. Черепнина, В.И. Астахова, А.М. Сахарова и др. Освещение истории исторической науки с классовых позиций. Современное состояние историографических исследований. Деятельность Научного совета по проблеме «История исторической науки», работа региональных и вузовских центров историко-научных исследовании (Калининград, Тверь, Саратов, Томск и др), периодические издания по историографии («История и историки» «Историографический сборник», «Методологические и историографические вопросы историческои науки») Оформление методологии историографии. Создание новых обобщающих трудов по истории исторической науки (лекционный курс А.Л. Шапиро, сборники «Историки России ХУШ-XX вв.» и «Историки России. XV11-начало XX в.» и др.) Перспективы развития отечественной историографии истории России
|
|
Периодизация развития отечественной историографии. Дореволюционные схемы развития исторической науки. Проблема критерия периодизации. Дискуссии вокруг определения начального момента в развитии исторической науки. Оценка летописей как формы исторических знаний. Периодизация исторической науки в советской историографии и ее соотношение с общеисторической периодизацией. Деление истории исторической науки на донаучный (домарксистский) и научный (марксистский) периоды. Представление о смене общественно-экономических формации как рубеже в истории науки. Преодоление механического воспроизведения общеисторической периодизации в исторической науке. Изменение методологии исторических исследований как критерии периодизации. Современные подходы к периодизации истории исторической науки
Место историографии в системе исторических дисциплин. Историография, вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, историческая библиография, хронология, историческая география, археография, архивоведение). Роль историографии в формировании научного исторического мышления. Значение историографии для подготовки учителя истории. Возможности использования историографических знании в школьной практике преподавания истории
Развитие исторических знаний (с древнейших времен до конца XVII в.). Мифология как способ отложения исторических знаний. Исторические знания в античности и раннее средневековье. Дохристианские исторические представления восточных славян. Устная традиция накопления и передачи исторических знаний. Эпос. Легенды, предания, дружинные сказания, былины
Принятие христианства и распространение письменности. Изменение общественной функции исторических знаний. Письменные исторические сочинения. Древнерусское летописание. Начало составления летописей. Центры летописания «Повесть временных лет». Мировоззрение летописцев. Общественно - политические взгляды. Вмешательство власти в процесс создания летописей. Роль политического заказа. Провиденциализм. А. Аврелий «О граде божьем». Источники, отбор и интерпретация материала. Летописные сведения о происхождении, расселении, обычаях восточных славян, их взаимоотношениях с другими народами, генезисе княжеской власти, событиях русской истории (до начала XII в). Особенности летописания XII-XIII вв. Владимирское, новгородское, киевское летописание, их особенности. Зарождение общерусского летописания. Московское и тверское летописание. Литовско-русские летописи. Идея религиозной и этнической общности восточнославянских народов. Различные политические тенденции летописания. Значение летописей в общественной жизни Руси.
|
|
Внелетописные формы исторических сочинений «слово», воинские повести, сказания. «Слово о полку Игореве», «Повесть о Липицкой битве», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. Цикл произведений, посвященных Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.)
Развитие исторических знании и исторической мысли в едином Русском государстве. Летописи и летописные своды. Московский летописный свод. Воскресенская летопись. Никоновская летопись. Новые черты в летописании. Создание лицевых летописных сводов. Внелетописные формы исторических произведений. Распространение хронографов. Интерес к всемирной истории. «Степенная книга», ее историко-политическая концепция. Сюжетные сочинения. «История о Казанском ханстве». «История о великом князе московском» А.М. Курбского. Публицистика XVI в. Версии о происхождении царской власти в исторических сочинениях. «Сказание о князьях Bлaдимиpcкиx». Православно мессианские и династические идеи. Теория «Москва третий Рим».
Исторические былины и песни как особый жанр народного творчества. Циклы о взятии Казани, об обороне Пскова от войск Стефана Батория, об Иване IV Грозном, о покорении Ермаком Сибири. Народные представления о прошлом.
Исторические сочинения XVII в. Постепенное отмирание летописания. Распространение хронографов. Местное летописание. Сибирские летописи. Сказания и повести. Демократические тенденции в исторической мысли. «Псковские повести». Раскольничье летописание «Обмирщение» исторического повествования. Отход от иконописного изображения исторических лиц, характеристика их личности и деятельности. Появление элементов прагматического объяснения истории. Размышления о смысле происшедших событий. Расширение круга исторических источников. Записной приказ.
|
|
Осмысление событий смуты в официальном летописании и публицистике. «Новый летописец», «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» И. Тимофеева, «Повесть» М.И. Катырева-Ростовского. Интерес к античным авторам. Создание первых учебных пособий по истории: «История» Ф. Грибоедова и «Синопсис».
Общие итоги развития исторической мысли (до конца XVII в.). Создание предпосылок для перехода исторических знаний в научную форму.
Превращение исторических знаний в науку (конец XVII–середина XVIII в.). Петровские реформы, и их роль в развитии исторических знаний. Складывание абсолютизма. Развитие связей с зарубежными странами. Значение культурных преобразований Петра I. Создание системы светского образования. Секуляризация науки и культуры. Первые научные учреждения. Создание Академии наук и ее роль в развитии исторической науки. Правительственные распоряжения о составлении исторических трудов и поиске источников. Формирование основ источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Разработка методов критики исторических источников. Рождение исторической периодики. Первые признаки научного оформления исторических трудов. Выделение истории как науки из общей совокупности знаний.
Методология истории. Теория естественного права и общественного договора. Идеи Г. Гроция (1583-1645) и Т. Гоббса (1588-1679). Отрицание божественного происхождения государства. Ослабление провиденциализма и утверждение рационалистических теоретических представлений об историческом процессе. Прагматизм в объяснении собыгий прошлого. Попытки примирения теории естественного права с теологическим пониманием история. С. Пуфендорф (1632-1694). X. Вольф (1679-1754). Влияние западноевропейской философской мысли на российскую историческую науку.
Историки петровского времени. Роль Петра I в составлении исторических сочинений. «Ядро российской истории» А.И. Манкиева. Внимание к новейшей истории страны. Элементы критики источников. Апология самодержавия и петровских преобразований Полемическая заостренность работы Манкиева. Исторические трактаты сподвижников Петра I. Популяризация внешней политики Петра I и успехов русской армии в Северной войне. «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» Ф. Прокоповича. «Рассуждение о причинах Свейской войны» П.П. Шафирова. Анализ актового материала. Доказательства справедливого характера войны для России. Освещение дипломатической борьбы накануне Северной войны и хода боевых действий в «Журнале, или Поденной записке Петра Великого» («История Свейской войны»). Перевод на русский язык сочинений западноевропейских историков. Значение историографии петровского времени
Историческая концепция В.Н. Татищева (1686-1750). Общественно-политические взгляды. Просветительство В.Н. Татищева: дискуссии отечественных историков. «История Российская с самых древнейвдих времен»: редакции, структура, публикации. Понимание Татищевым роли исторической науки, смысла и назначения труда историка. Теоретико-методологические основы исгорических взглядов. Рационализм и деизм Татищева. Отход от провиденциалистского понимания истории. Просвещение и совершенствование человеческого разума главная движущая сила истории. «Способы всемирного умопросвящения». Источниковая база труда Татищева. Проблема достоверности татищевских «известии». Приемы источниковедческого анализа и критики источников. Приемы передачи Татищевым текста источников. Общая концепция русской истории и ее периодизация. Теория естественного права и общественного договора в объяснении происхождения государства. Обоснование преимуществ самодержавной формы правления для России. Периодизация русской истории. Значение «Истории» Татищева для развития исторической науки.
Вклад немецких историков в развитие российской историграфии. Норманская теория происхождения Руси. Символическая этимология в грудах Г.3. Байера (1693-1738). История Сибири и Дальнего Востока в работах Г.Ф. Миллера (1705-1783). Роль немецких ученых в развитии археографии, исторической географии и этнографии в России. Формирование основ критического направления в историографии.
Исторические исследования M.В. Ломоносова (1711-1765). Общественно-политические взгляды. Полемика с Миллером. Антинорманизм. «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого». Проблема этногенеза славян, характеристика их общественного строя, занятий, быта и нравов. «Краткий Российский летописец с родословием» - учебник русской истории. Оценка роли самодержавия. Периодизация отечественной истории. Идеализация петровских преобразований в «Слове похвальном... Петру Великому» Историческая тема в одах Ломоносова. Роль M. В. Ломоносова в развитии исторической науки в России.
Историческая наука во второй половине XVIII в. Правительственная политика в области науки и образовании. Расширение фактической базы исследований. Поиск и публикация исторических источников. Издания Н.И. Новикова и их вклад в развитие отечественного источниковедения. «Древняя Российская Вивлиофика» (1773-1775 и 1788-1791). Совершенствование методов и приемов источниковедческой критики. Деятельность Академии наук. Появление первых исторических обществ. «Общество для исторических исследований» в Архангельске (1759). Вольное российское собрание при Московском университете. Подготовка профессиональных кадров для исторической науки. Учебники по русской истории. Развитие специальных и вспомогательных дисциплин (археологии, археографии, этнографии, хронологии и др.). Связь отечественной исторической науки с западноевропейской историографией. Cсоциологические и исторические взгляды С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова, попытки установления этапов в развитии общества.
Состояние методологии истории
Воздействие западноевропейских общественно-политических и философских учений. Рационализм и прагматический подход к объяснению прошлого России. Идеология Просвещения — теоретический фундамент российских исторических исследований. Сохранение элементов провиденциализма. Формирование направлений в русской историографии второй половины ХУ111-первой трети XIX в.
Консервативное направление в историографии. Общественно-политические взгляды М.М. Щербатова (1733-1790). Воздействие философии Д. Юма на методологические воззрения Щербатова. Рационализм и прагматизм его концепции. Психологическое понимание причинности исторических событий. «История Российская от древнейших времен». Расширение источниковой базы. Критерии отбора источников. Общая концепция русской истории. Благотворность союза верховной власти и дворянства. "Обоснование прав и привилегии дворянства как главной опоры самодержавия, защита крепостного права. Осуждение реформаторских планов самодержавия в «Размышлении о неудобствах в России дать свободу крестьянам» и «Краткой повести о прежде бывших в России самозванцах» (1774). Критика преобразований Петра I и политики его преемников в книге «О повреждении нравов в России» (1786-1789). Генеалогические исследования М.М. Щербатова. Значение творчества М.М. Щербатова.
Исторические воззрения И.Н. Болтина (1735-1792). Критика им работ Н.Р. Леклерка и М.М. Щербатова («Примечания на Историю древния и нынешния России г. Леклерика» (1788). «Критические примечания генерал-майора Болтина на первый (второй) том «Истории» князя Щеработва» (1793-1794). Воздействие рационализма и просветительской идеологии на исторические взгляды Болтина. Понимание им природы причинности в истории. Признание влияния объективных факторов на исторический ороцесс: роль географической среды, естественного права, национального характера народа. Идея единства всемирно-исторического процесса. Общая схема русской истории. Апологетика самодержавия и его роли в истории России. Понимание «феодализма» как системы политической раздробленности. Генезис крепостного права в России в оценке Болтина («вольность» крестьян до XVI в., непричастность государственной власти к их закрепощению). Критика петровских реформ. Публикаторская деятельность Болтина, комментарии к изданию русских источников. Вклад Болтина в развитие отечественной историографии. Оценка его трудов С. М. Соловьевым и В.О. Ключевским.
Критический анализ русских летописей А.Л. Шлецером (1735-1809). Попытки восстановить первоначальный текст летописи Нестора. «Малая» и «высшая» критика источника. Норманская теория в грудах Шлецера.
«Купеческие историки». Новая проблематика в трудах «купеческих» историков. Внимание к истории хозяйственной жизни России. Обоснование прогрессивной роли самодержавия в развитии страны. Критика аристократии. Апологетика деятельности Петра I в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразователя России» (1788-1789) и в «Дополнениях к «Деяниям Петра Великого» (1790-1797) И.И. Голикова (1735-1801). Элементы провиденциализма в трудах Голикова. Некритический подход к источникам. История купечества, торговли и промыслов в трудах В.В. Кресгинина (1729-1795). Внимание к местной истории Подвинья. Обращение к семейным архивам купеческих родов. «Опыт Казанской истории древних и средних времен» (1762) П.И. Рычкова (1712- 1777). История коммерции и промышленности в работах М.Д. Чулкова (1743-1792). Новые принципы объяснения прошлого в трудах С.Е. Десницкого (1741-1789).
Радикально просветительское направление в историографии.
А.Н. Радищев (1749-1802). Общественно политические и философские воззрения Радищева. Радикальная интерпретация основных принципов просветительской идеологии. Критика самодержавного деспотизма и крепостного права. Представление об истории как закономерной смене периодов «вольности» и «деспотизма» - своеобразное отражение идеи о цикличности исторического развития.
Историческая наука в первой трети XIX в.
Реформы Александра I в облаcmu образования и цензуры. Создание новых высших учебных заведений и их роль в подготовке профессиональных кадров для исторической науки. Отечественная война 1812 г. и активизация общественного интереса к прошлому Отечества. Проблемы российской истории в общественно - политической борьбе. Деятельность научных обществ. Создание «Общества истории и древностей российских». Деятельность Румянцевского кружка и публикация им «Собрания государственных грамот и договоров». Поиски исторических рукописей П.М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем. Создание Археографической комиссии. Распространение и популяризация исторических знаний. Роль журналистики. Историческая периодика. Исторические публикации в «Вестнике Европы» Н.М. Карамзина и М.Т. Каченовского, «Московском телеграфе» Н.А. Полевого, «Московском вестнике» М.П. Погодина.
Философия и методология истории
Идеи Просвещения в начале XIX в. Воздействие европейского сентиментализма на русскую историографию. Противопоставление чувств разуму: возможность постижения истины не рассудком, а сердцем. Кризис просветительского направления в исторической науке. Поиски объективных основ исторического прогресса.
Влияние французской романтической историографии эпохи Реставрации. Специфика консервативно романтического направления. Ф.О. Шатобриан (1768-1848). Доказательства ограниченных возможностей разума и просветительского понимания истории. Идеализация средневекового прошлого, легитимизм, глубокая религиозность. Либеральный романтизм в исторической науке. Ф. Гизо (1787-1874) и О. Тьерри (1795-1856). Отношение к идейному наследию французской революции. Поиски исторических корней современных социальных институтов. Понимание исторического прогресса как непрерывного движения к торжеству справедливости и свободы. Объяснение причин эволюции общества изменением объективных исторических обстоятельств их существования. Признаки феодализма в трактовке Ф. Гизо. Понятие класса О. Тьерри. «Классовая борьба» как результат завоевания одного народа другим. Немецкий романтизм. Л. Ранке (1795-1886). Разрыв с рационализмом. Уход в мир фантазий и мистических переживаний. Внимание к национальным особенностям развития каждого народа. Изучение народного творчества, быта. Историческая школа права.
Объективный идеализм Ф. Шеллинга (1775-1854). Свобода и необходимость в истории человечества. Отрицание возможности произвола исторической личности. Постепенное продвижение к правовому строю - суть прогресса в истории. Представление о всемирной истории как о процессе смены народов, являющихся носителями различных идеи и миссии, на арене мирового развития
Просветительское направление в русской историографии
Историческая концепция Н.М. Карамзина (1766-1826) Общественно-политические взгляды Карамзина и их эволюция. Оценка Великой французской революции. Европейский легитимизм и трансформация общественно-политической позиции Карамзина. Причины обращения к исследованию истории. «Записка о древней и новой России» (1811). Критика реформ Александра I «История государства Российского» история создания, общественно политические и научные задачи структура и публикации. Теоретико-методологические основы исторических взглядов Карамзина. Влияние сентиментализма. Психологизация исторических процессов и явлений. Назначение истории и задачи историка. Интерпретация исторического материала с нравственно- назидательных позиции. Сближение истории с искусством. Подчеркнутое внимание к художественности и занимательности повествования. Источниковая база исследования, приемы работы Карамзина с источниками. Общая концепция русской истории Карамзина. Периодизация истории России и ее принципы. Происхождение и основные этапы развития российского самодержавия. Оценка эпохи Ивана Грозного и петровских реформ. Полемика вокруг «Истории государства Российского» и ее влияние на становле ние основных направлении русской историографии.
Радикально просветительская концепция русской истории и исторические воззрения декабристов. Революционная трактовка ведущих принципов просветительства. Влияние романтических идеи. Антинорманизм декабристов. Идеализация республиканского устройства Новгорода. Критика деспотизма русских самодержцев.
Критическое направление в отечественной исторической науке
Ф.Г. Эверс (1781-1830). Общественно-политические взгляды Эверса. Критика просветительской теории общественного договора. Первые работы Эверса. Влияние методики источниковедческого анализа А. Шлецера. Антинорманизм Эверса. Причерно морская концепция происхождения Руси. «История руссов» (1816). Периодизация российской истории. Внимание историка к изучению проблем общественного развития Характеристика государственного строя, права, социальных отношений, занятии и нравов, населения, науки и искусства. Новый подход к истории «Древнейшее право руссов» (1826). Необходимость раскрытия закономерностей общественного развития. Объективный характер причинности. Историзм в подходе к человеческой психике. Апология бесконфликтного и эволюционного развития. Представление о государстве как о естественном результате разрастания семьи (через род и народность). Патриархальный характер власти государя. Родовые отношения в Киевской Руси. Правовая проблематика. Вклад Г. Эверса в развитие русской исторической науки и его оценка в отечественной историографии. Эверс и государственная школа.
Скептическая школа в русской историографии. Общественно-политические взгляды М.Т. Каченовского (1775-1842). Общие представления об историческом процессе. Перенесение законов развития человека на развитие общества. Идея тождественности основных этапов эволюции различных народов. Использование уравнительно- исторического метода. Полемика с Н.М. Карамзиным. Разработка М.Т. Каченовским принципов источниковедческой критики, ее разделение на «низшую» и «высшую» Влияние А.Л. Шлецера и Б. Нибура. Общие представления историка о «духе времени» как критерии «высшей» критики источника. Гиперкритицизм Каченовского в отношении источников по истории Древнерусского государства. Сомнения в подлинности и самостоятельности «Повести временных лет» и «Русской Правды». Статьи «Мои взгляд на «Русскую Правду» (1829) и «О кожаных деньгах» (1835). Киевская Русь - «баснословный период» отечественной истории. Представчения о «дикости» славян, примитивности общественных отношении в Древней Руси, ее отставании в развитии от Запада и зависимости от европейского влияния. Ошибки М.Т. Каченовского в освещении отечественной истории. Ученики Каченовского (Н. Сазонов, С. Строев И. Бодянскии, Н. Станкевич, Н. Стрекалов) Статья Н.В. Станкевича «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Ивана III» (1834). 0бъективные причины возвышения Москвы. Роль географического положения. Н. Арпыбашев (1733-1841). Полемика с Н.М. Карамзиным. Источниковедческая критика сочинений Курбского. Преодоление исторической наукой гиперкритицизма скептической школы Борьба М.П. Погодина с построениями «скептиков». Работа П.Г. Буткова «Оборона летописей русских от «навета» скетиков» (1840). Оценка скептической школы в отечественной историографии. Соотношение «скептического» и «критического» ваправлений в русской историографии.
Исторические взгляды Н.А. Полевого (1796-1846). Критика сочинения Н.М. Карамзина «История Русского народа». Теоретико-методологические взгляды. Необходимость философского подхода к истории и признание существования объективных закономерностей исторического развития. Влияние Ф. Шеллинга. Особая роль России. Происхождение русского государства. Понимание феодализма как политического дробления, оформленного в системе междукняжеских отношений. Норманский феодализм. Семейный феодализм. Монголо-татарское иго и его последствия. Корни русского деспотизма. Роль Провидения. Несамостоятельность концепции Полевого. Влияние французской историографии. Оценка научного творчества Полевого в отечественной исторической науке.
Историческая наука во второй трети XIX в. Общественно политическая борьба и развитие исторической науки. Разработка и пропаганда официальной идеологии. Формирование либеральной идеологии. Споры западников и славянофилов о характере и перспективах исторического развития России. Социалистические идеи и их отражение в общественно политических взглядах и концепциях русских историков. Активизация роли историков в общественной жизни. Правительственная политика после восстания декабристов. Борьба с проявлениями инакомыслия. Образование и цензура при Николае I. Изменение правительственного курса. Расширение возможностей для свободного научного творчества. Публичные диспуты ученых. Состояние преподавания истории в высших и средних учебных заведениях. Создание кафедр русской истории в университетах. Учебники по истории. Деятельность научных обществ. Развитие специальных исторических дисциплин. Успехи археологии. Создание Императорского русского археологического общества. Раскопки в Северном Причерноморье, степной полосе. Изучение быта и материальной культуры. Развитие этнографии. Собирание и изучение памятников русского народного быта и творчества. Поиск и публикация исторических источников. Археографическая комиссия. Издание актового материала и полного собрания русских летописей. Состояние источниковедения. Изменение понимания целей и содержания научной критики источника. Поиск исторической основы легенд и мифов. Проверка данных источника общими соображениями о соответствующем историческом этапе развития. Развитие вспомогательных исторических дисциплин
Методология истории
Влияние немецкой классической философии на теоретические основы исторических концепций русских историков. Г. Гегель (1770-1831). Представление об истории как органичном, внутренне обусловленном, закономерном, всемирно историческом, телеологическом, прогрессивно поступательном процессе саморазвития Абсолютного духа во времени, раскрывающем в каждом народе в той или иной мере свои неограниченные возможности и черты. Направление исторического развития с Востока на Запад. Содержаяие исторического развития - движение к всеобщей свободе, воплотившейся в идее правового государства. Единство и борьба противоположностей источник исторического развития. Этапы исторического развития (диалектическая триада) -кровнородственный союз (семья, род), гражданское общество и государство. Апология роли государства в истории. Государство и общество. Тезис о постоянном развитии личности и общества и изменение представлений о задачах исторической науки.
Консервативное направление в историографии
Теория официальной народности и ее истоки в русской общественно-политической мысли. С.С. Уваров и окончательное оформление новой государственной идеологии. Русские национальные начала - православие, самодержавие и народность и их незыблемость. «Вырастание» принципов власти из народного характера и народной истории, единение власти и народа, возможность социального мира без потрясений и революций. Противопоставление России и Европы. Исключительность русского исторического пути.
Теория официалъной народности и историческая наука. М.П. Погодин (1800-1875). Общественно-политическая позиция. Формирование исторических взглядов. Погодин и Карамзин. Влияние Б. Нибура и Г. Эверса. Борьба со скептической школой. Научно- преподавательская деятельность Погодина в Московском универсигете. Собирание и публикация источников «Исследования, замечания и лекции о русской истории» (1846-1859). Эклектизм и примитивность теоретических воззрении Погодина. Рационализм и провиденциализм. Влияние немецкой классической философии. Подмена идеи закономерности исторического развития его целесообразностью. Обнаружение целей Провидения в русской истории. Признание случайности главной движущей силой исторического процесса - исток идеи о многовариантности истории, ее альтернативности. Использование в истории методов точных наук. «Математический метод». «Доказательство от обратного» подлинности древнерусских источников. Приемы работы с источниками. Метод «выписывания параллельных мест». Механическая систематизация данных различных источников по рубрикам. Отказ от анализа накопленного материала и создания обобщающих трудов по русской истории. Релятивизм Погодина. Вероятностный характер выводов и заключений. Историческая концепция М.П. Погодина. Противопоставление российской и западноевропейской истории. Утверждение о добровольном характере призывания варягов. Отказ русского народа от государственной власти. Сведение истории страны к истории самодержавия. Государство — действующая и организующая сила российской истории. Норманизм Погодина. Отрицание глубоких корней удельной раздробленности Руси. Понимание процесса образования единого русского государства как «собирания власти», а не земель. Обоснование безуказной концепции происхождения крепостного права. Высокая оценка петровских преобразований. Значение научного творчества М.П. Погодина и его оценка в современной историографии.
Официальная концепция русской истории в трудах Н.Г. Устрялова (1805-1870). Создание школьного учебника по отечественной истории. «Русская история» (1837—1841). Прагматическое изложение политической истории. Главная движущая сила истории -действия людей, обладающих властью. Мирный и «безмятежный» характер российского исторического процесса. Отрицание возможности революции. Исключительные качества русского народа, его богоизбранность. Работы по истории преобразований Петра I.
Либеральное направление в исторической науке. Государственная школа в русской историографии
Основные положения «государственной» теории. Воздействие буржуазных тенденций общественного развития на историческую науку. Влияние философии Гегеля на теоретико-методологические основы направления. Признание закономерности и органичности развития русского народа от родовых отношений к государственным. Понимание этого развития как формально-юридической смены правовых форм. Признание государства высшим достижением общественного прогресса и творцом народной истории. Распространение закономерностей исторического развития Западной Европы на Россию. Развитие истории права как особой отрасли науки. Преимущественное использование в качестве исторических источников актового материала и его формально-логический анализ. Обусловленность исторической концепции западников их общественно-политическими взглядами. Периодизация развития государственной школы. Два поколения «государственников».
Основные направления и тенденции развития русской историографии в 1860–1910-е гг. Оформление государственной (юридической) школы в трудах К.Д. Кавелина (1818-1885). Статья «Взгляд на юридический быт древней Руси» (1847). Концепция органического и закономерного развития русской истории. Перерастание родовых (семейных) отношений через вотчинные в государственные. Решающая роль государства в историческом развитии народа. Периодизация русской истории. Отрицание роли внешних воздействий на историческое развитие народа. Эволюция исторической концепции Кавелина. «Мысли и заметки по русской истории» (1866). Утверждение идеи об этнографической самобытности России и ее противопоставление Западу. Роль К.Д. Кавелина в становлении государственной школы. Оценка его взглядов в историографии.
Историческая концепция С.М. Соловьева (1830-1879). Общественно-политическая позиция. «История России с древнейших времен» в 29 томах. Теоретико-методологические основы. Историософия Гегеля и научные взгляды Соловьева. Признание единства всемирно-исторического процесса, органичности и закономерности русской истории. Обоснование ведущей роли государства. Борьба противоположностей как источник развития. Противоречие между высокими идеалами христианства и ограниченными человеческими возможностями. Борьба между родовыми и государственными началами, «лесом» и «степью», «камнем» и «деревом», «старыми» и «новыми» городами. Факторы, определяющие исторический путь России: «природа страны», «природа племени» и «ход внешних событий». Элементы географического детерминизма в концепции С.М. Соловьева. Периодизация русской истории и решение ключевых проблем отечественной истории. Отношение к норманской теории. Оценка последствий монголо-татарского ига и причин возвышения Москвы. Признание закономерности, целесообразности и прогрессивности внутренней политики Ивана Грозного. «Указная» концепция происхождения крепостного права. Доказательство закономерности и подготовленности реформ начала XVIII в. Апологетика царя-реформатора. Эволюция оценки петровских преобразований от «Истории России с древнейших времен» к «Публичным чтениям о Петре Великом» (1872). Влияние концепции Соловьева на дальнейшее развитие исторической науки. Оценка отечественной историографией значения труда Соловьева.
Б.Н. Чичерин (1828-1904) - ведущий теоретик государственной школы. Влияние гегельянства на его исторические построения. Три этапа в органичном развитии общественных отношений: кровный союз, гражданский союз, государство. Представление о государстве как органичном союзе народа, соединении всех его общих интересов, высшем проявлении народности. Признание специфики российского исторического процесса и объяснение ее географическими условиями, этническими особенностями и отсталостью в развитии общественных отношений. Теория «бродячей Руси». Усилия государственной власти по организации и структурированию народа. «Закрепощение» и «раскрепощение» сословий государством. Обоснование историческими аргументами сильной самодержавной власти в России. Происхождение и развитие крестьянской общины в трактовке Чичерина. Патриархальная, владельческая и государственная общины. Утверждение об искусственном происхождении и государственном характере общинной организации русских крестьян XIX в. История государственных учреждений. «0 народном представительстве» (1866). Противопоставление земских соборов в России сословно представительным органам европейских стран. Дискуссии в российской историографии о характере общественно-политических и исторических взглядов Б.Н. Чичерина.
«Второе поколение» государственников. В.И. Сергеевич (1832-1910) и А.Д. Градовский (1841-1889). «Великие реформы» правительства Александра II и эволюция общественно-политических взглядов либеральной интеллигенции. Воздействие позитивизма на теоретико-методологические взгляды «младших государственников». Отказ от широких обобщений. Эмпиризм. Выдвижение на первый план историко-правовой проблематики. Систематизация источников. Критика родовой теории С.М. Соловьева в работе Сергеевича «Вече и князь» (1867). Господство частного права и договорных отношений в Киевской Руси. «Высшая администрация России XVIII столетия и генерал прокуроры» (1866). Идеализания петровских преобразований. Освещение деятельности Сената и Верховного тайного совета.
Вклад государственной школы в развитие русской историогра фии. Дискуссии вокруг оценки исторической концепции государ ственной школы среди дореволюционных и советских историков
Исторические взгляды славянофилов
Общественно политическая позиция славянофилов. Славянофильство и либерализм. Философские основы построений славянофилов. Влияние идей немецких философов идеалистов. Критика учения Гегеля как предельного воплощения рационализма и отвлеченной рассудочности. Неприятие диалектики, представлявшей развитие как постоянную борьбу противоположностей, отрицание отрицания. Основы исторической концепции славянофилов. Противопоставление России и Запада. Релиигиозный выбор русского народа. Специфика русского национального характера. Теория К.С. Аксакова о негосударственном характере русского народа. Союз Земли и Государства. Объяснение народных движений в России как борьбы Земти за восстановление законной власти. Община как основанный на истинно христианских началах нравственный союз людей. Противопоставление рода и общины. Периодизация русской истории Е.С. Аксакова. Разрыв Государством союза с Землей в петербургский период - поворотный пункт отечественной истории. «Публика» и Власть. Необходимость возвращения к допетровским началам и отношениях Земли и Государства. История крестьянства в трудах историков-славянофилов. Теория об историческом праве крестьян на землю и ее роль в обосновании необходимости освобождения крепостных с землей. Исследование процесса закрепощения И.Д. Беляевым (1810-1873) «Крестьяне на Руси». Критика теории «бродяжничества» русского народа. Схема всемирно-исторического процесса А.С. Хомякова (1804-1860). Противоборство в мировой истории начала свободы и начала необходимости, славянского и германского мира. Роль славянофильства в оформлении либеральной концепции в русской историографии.
Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И. Костомарова (1817-1885). Участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества. Преподавательская деятельность Костомарова. Теоретико-методологические основы исторических взглядов. Статья «0б отношении русской истории к географии и этнографии» (1863). Определение предмета и задач истории. История и археология. Внимание к побудительным мотивам деятельности людей, к раскрытию «духа народа», этнографической самобытности. Критика государственной школы за гипертрофированное внимание к истории государства и его органов. Влияние философии Шеллинга. Подход к источнику и факту. Исследование национального характера русского, украинского и польского народов. Общая схема русской истории. Федеративные начала в Древней Руси. Характер княжеской власти. Монгольское иго в исторических судьбах великорусской народности. Утверждение самодержавия на Северо-востоке Руси. Противопоставление Новгорода как носителя демократических традиций самоуправления Москве. «Смутное время Московского государства в начале 17 столетия» (1868). Проявление в смуте удельно-вечевого начала. Статья «Личности "смутного времени"» и полемика вокруг нее в русской историографии. Негативная оценка народных движений ХУ11–ХУ111 вв. как проявления анархии, «рецидива» удельновечевых начал. Казачество - носитель отцветших федеративных начал. История Украины в трудах Костомарова. Обособление южнорусской народности Господство удельно-вечевых начал. Отсутствие прочной княжеской власти. Потеря национальной независимости. Оценка национально-освободительной борьбы украинского народа против Польши. Место Костомарова в развитии российской исторической науки.
Социально-политические взгляды представителей радикального направления в общественном движении: В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). «Русский социализм». Теоретико-методологические основы исторических взглядов. Радикальная трактовка гегельянства. Использование законов диалектики для обоснования возможности революционного способа преобразования общества. Элементы механистического материализма. Внимание к истории народных движений. Проблема общины и перспективы развития капитализма в России. Эклектизм исторической концепции Н.Г. Чернышевского. Знания, разумное законодательство и количественные изменения - факторы развития общества. Теория нарастания и ее эволюционный характер. Циклы всеобщего исторического развития. Возможность отката в цивилизационном развитии человечества. Импульсно-эволюционный путь обновления общества. Понимание под «скачками», «периодами усиленной работы» выход на арену общественного развития каждого нового поколения. Отставание России в историческом развитии на один цикл от Запада и возможность для нее непосредственного перехода к социализму. Роль народных масс в истории. Дискуссии в отечественной историографии по вопросу об определении характера социологической и историософской концепции Н.Г. Чернышевского. А.П. Щапов – формирование мировоззрения. Исследование раскола как социального движения. Щапов о деятельности народных масс в истории России. Земско-областная теория. Поиски Щаповым материалистического понимания истории. Антрополого-социологическая теория. Щапов о роли и задачах интеллигенции в историческом процессе.
Формирование национальной, этической и психологической историко-экономической школы и ее генетические черты: ориентация на историческую перспективу, этико-психологическая доминанта и выделение роли человека как основной, поиски теории, способной обеспечить разумное общественное развитие, углубленное внимание к экономической и социально-экономической проблематике, идеализм.
Теоретические основы историографии. Развитие методологических подходов и их борьба. Поиски новых методологических принципов изучения истории. Влияние западноевропейской методологии истории. Позитивизм и его критика в 1860-1880 гг. Исторические концепции русских марксистов 90-х гг. Влияние кантианства. Движение «от марксизма к идеализму». Отношение к марксизму в 90-е гг. XIX в.-начале XX в.; в 1907-1917 гг.
Рост влияния политических взглядов на историографию. Отражение в исторических трудах процессов демократической реформации и социальной революции.
Народническое направление в русской историографии
Философия истории народников. Идейные источники формирования их исторических взглядов. Поиски смысла истории. Теория прогресса. Идея о «цене прогресса» в капиталистическом обществе. Учение о «героях и толпе», представления о роли личности в истории. Идея ответственности за судьбу народа (вопрос о нравственном долге образованного общества перед людьми труда, в первую очередь крестьянами). Внимание к роли народных масс в истории, обращение к истории революционных движений. Социальные гарантии личности в условиях капитализма. Рассмотрение общины в качестве источника будущего социального прогресса России. Место истории в системе социальных наук. Социально-ориентированный характер идеального общественного устройства и моделирования будущего.
П.Л. Лавров и его «Исторические письма» (1869). Понимание процесса истории и прогресса. Формула прогресса. Дискуссия с Михайловским о содержании «формулы прогресса».
Теоретико-методологические принципы исторической эпистемологии Н.К. Михайловского. Его историческая концепция («теория вольницы и подвижники», периодизация). Учение о смене типов социальной связи. Закон «борьбы за индивидуальность» и его психологическое содержание. «Субъективный метод» исторического дознания и его компоненты (этико- субъективная доктрина, «классовый подход» в широком понимании, психологический метод в истолковании общественных явлений). Поиски метода, позволяющего одновременное развитие человеческой индивидуальности и общественного устройства. Влияние взглядов Михайловского на концепции историков крестьянской жизни и быта: В.И. Семевского, А.Я. Ефименко, Л.Э. Шишко, В.А. Мякотина и др. Либеральное направление в отечественной историографии. Критика идей Михайловского (теории прогресса) И.И. Юзовым (Каблицем) и Я.В. Абрамовым, создателем теории малых дел, автором идеи «культурничества».
П.Н. Ткачев. Критика позитивизма. Применение экономического метода в историческом познании. История России в трудах Ткачева (община и крепостное право; социальная структура российского общества в середине XIX в., история конспиративных централизованных организаций).
Исторические труды В.И. Семевского «Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II» (1881), «Крестьянский вопрос в России в XYIII и первой половине XIX века» (1888), «Рабочие на сибирских золотых приисках» (1898), «Политические и общественные идеи декабристов» (1909). Историки А.А. Корнилов и А.А. Кизеветтер о значении трудов В.И. Семевского в русской историографии.
Исторические представления реформационного народничества
Трансформация системы идей, созданной родоначальниками народничества. Разработка экономической теории народничества - проблем русского капитализма. Признание необходимости перехода страны к более высокой земледельческой культуре. Критика идеологии экономической модернизации России за счет преимущественного развития крупной промышленности в ущерб крестьянству. Идеи реализации справедливости и равенства всех членов общества — главная цель общественной эволюции. Поиски путей к гражданскому миру и преодолению пороков классового разобщения. Полемика С.Н. Кривенко с Вл. Соловьевым по вопросу о слиянии интеллигенции и народа.
Исследование особенностей модернизации народного хозяйства пореформенной России и стран с преимущественно аграрным характером производства (диспропорции в развитии отраслей и трудности становления рынка товаров и рабочей силы). Труды о социально-экономическом развитии России периода капитализма: Н.Ф. Даниельсон «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1893) и В.П. Воронцов «Судьбы капитализма в России? (1882), «Артельные начала русского общества» (1895), «Очерки кустарной промышленности в России» (1886), «Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882—1886 гг.» (1911). Негативное отношение к капиталистическому способу производства и его идеологическому обоснованию - либерализму. Полемика с В.И. Лениным о русском капитализме и понимании целей развития общества.
Методология Даниельсона. Четыре метода исследования (опыт, сравнение, статистика, гипотеза). Сравнительный метод изучения различных экономических эпох для выяснения связи между ними, а также законов исторического развития. Историческая концепция Даниельсона. Выделение эпох: феодальной (физической силы), буржуазной (силы денежной) и силы труда. Движущие силы истории (явные и скрытые). Роль рабочего класса в России и Западной Европе. Основные факторы русской хозяйственной жизни: хлебное производство, железные дороги, банковская деятельность.
Идеализация прошлого В.П. Воронцовым. Полемика с Н.Ф. Даниельсоном. Прогнозирование будущего.
Работы В.А. Мякотина по истории Украины и России. Критика крепостничества и царизма. История крестьянского землевладения и общины в трудах П.А. Соколовского и А.Я. Ефименко. «Положение рабочего класса в России» В.В. Берви-Флеровского.