Советская историческая наука во второй половине 80-х—начале 90-х гг. Переход советского руководства к политике «гласности» и постановка проблемы сталинизма в художественной литературе и публицистике. Повышение интереса общественности к отечественной истории в связи с юбилейными датами. Широкое обсуждение вопроса о «кризисных явлениях в советской исторической науке» и путях их преодоления. Переход к изучению «белых пятен», «фигур умолчания» и «зон, закрытых для мысли». Исторические чтения в МГИАИ «Социальная память человечества». «Круглые столы» по отдельным проблемам советской истории. Начало критики отдельных постулатов марксистско-ленинской теории. Дискуссия о судьбе социализма. Начало изучения истории политических оппонентов большевиков.
Обсуждение проблемы научного плюрализма. Влияние западной историографии «ревизионистского направления» на обновление проблематики исторических исследований, формирование новых подходов к ее изучению, внедрение в исторические исследования новых методов (синергетика, полиформизм, моделирование). Проявление интереса к исторической демографии в связи с изучением статистики жертв сталинизма. Постановка проблемы альтернатив исторического развития. Начало размежевания в советской исторической науке под влиянием роста политизации общества. Дискуссии по вопросам «формация или цивилизация?", "Реформа или революция?». Значение публикации работ эмигрантских философов для обсуждения историософской проблемы «Судьба России». Новая историческая периодика («Родина», «Известия ЦК КПСС» и др.). Подготовка обобщающих трудов по советской истории.
|
|
Методологические и концептуальные поиски в современной исторической науке. Основные черты развития исторической пауки в 90-е гг. Российские ученые начала 90-х гг. о «кризисе исторической науки» и путях выхода из него. Призывы к «методологической революции». Участие западных историков в обсуждении принципиальных вопросов и перспектив развития исторической науки в России. Перестройка системы архивных учреждений, публикация исторических источников («Исторический архив», «Источник»). Публикации трудов западных исследователей консервативного направления по методологии истории и истории России. Перестройка исторического образования. Попытка перехода к «единственному» учебнику по отечественной истории и «единственной» методологии. Переосмысление истории России с позиций цивилизационного подхода. Снижение интереса к изучению социально-экономических проблем, истории классовой борьбы и революционного движения. Проявление интереса к проблеме конкретного человека в истории (менталитет).
|
|
Изменение отношения к политической истории России дореволюционного периода. Интерес к истории российской государственности, ее институтам. Дискуссия о сущности империи. Работы по политической истории самодержавия. Исследование истории реформаторства в России. Заострение внимания на проблемах российского консерватизма, либерализма. Переосмысление советской истории с позиций теории тоталитаризма. Значение трудов Д.А. Волкогонова для формирования новой концепции изучения политический истории XX в. Новая историческая проблематика (история русской церкви, история казачества, история местного самоуправления, истории предпринимательства, история белого движения, история красного и белого террора).
Возобновление научных дискуссий по методологическим и историческим вопросам в середине 90-х гг. Обсуждение проблемы применения «методологического плюрализма» в исторических исследованиях. Широкая публикация работ западных авторов различных направлений по методологии истории. Попытка осмысления истории России с точки зрения теории модернизации. Повышение интереса к изучению вклада в разработку методологических проблем дореволюционных российских и эмигрантских историков и философов. Историки о значении междисциплинарных связей для внедрения новых методов в исторические исследования (историческая антропология, этнопсихология и т.д.). Влияние на российскую историографию идей постмодернизма. Пересмотр принципов периодизации отечественной истории.
Новые подходы к изучению истории России с древнейших времен до конца XVII в. Постановка вопроса об этногенезе восточных славян. Обсуждение проблем политогенеза Древнерусского государства. Новая оценка периода политической раздробленности Руси. Дискуссии о роли татаро-монгольского нашествия в жизни Руси и об освобождении от татаро-монгольского ига. Рассмотрение объединения Русского государства через призму геополитического фактора, наличия нескольких альтернатив объединения. Интерес к реформам середины XV1 в, и изменение в связи с этим отношения к опричнине. Взгляд на Смуту как на проявление глобального структурного кризиса страны, как на гражданскую воину. Новые оценки воссоздания монархии в России. Отказ от противопоставления «старой московской» России XVII в. «новой петровской» России.
Новые подходы к изучению истории России XVIII—XIX вв. Взгляд на историю России этого времени как на целостный период между двумя этапами отечественной модернизации. Историки о влиянии геополитической ситуаций на социально -экономическое и политическое развитие. Новый взгляд на крепостное право и причины его длительного существования. Переосмысление характера развития «просветительской мысли» и роли «просвещенного абсолютизма» в истории страны. Отказ от взгляда на историю России XIX в. исключительно через призму борьбы прогрессивных сил общества против царского режима. Новые подходы к изучению истории революционного движения. Повышение интереса к истории представительных учреждений, становления в самодержавной России демократических норм жизни.
Новые подходы к изучению истории России XX в. Переосмысление основных проблем истории России (история России в начале XX в., история революций 1905-1907 и 1917 гг., Гражданской войны, 1920-1930-х гг., Великой Отечественной войны, послевоенного периода) в рамках трех интерпретаций исторических фактов: всемирно-исторической (линейной), либерально-эволюционной и модернизациоиной. Появление новых исследовательских проблем (история белого движения, красный и белый террор, инакомыслие и сопротивление тоталитарному режиму, другие темы исторических исследований).
Планы семинарских занятий