Веданта. Заключения Ведического Откровения

Во введении объяснялось, что Упанишады являются предметом четвертой и высшей степени изучения Вед. Поэтому Упанишады называют Ведантой, или «Заключением Вед». Философия Карма-Мимамсы проистекает из предварительного изучения ритуалистических частей Вед, и поэтому ее называют пурва-мимамсой, «предварительными размышлениями». Веданту называют уттара-мимамсой, «высшими размышлениями», а также брахма-мимамсой, «размышлениями о Брахмане, Абсолютной Истине.»

Слово Упанишады означает «то, что изучают, сидя рядом с учителем.» Тексты Упанишад неизмеримо глубоки и они предназначены для того, чтобы понять их под непосредственным руководством духовного учителя. Поскольку Упанишады содержат в себе множество внешне противоречивых утверждений, великий мудрец Вьясадева систематизировал учения Упанишад в Веданта-сутре, или Брахма-сутре. Веданта-сутра разделена на четыре главы: Саманвая, которая объясняет единство философии Упанишад; Авиродха, которая рассеивает кажущиеся противоречия; Садхана, описывающая средства достижения Всевышнего; и Пхала, что обозначает цель. Сутры Вьясы очень сжаты, и их значение очень трудно уловить без более полного объяснения. В Индии существует пять основных школ Веданты, каждая из которых установлена ачарьей, который объяснил сутры в бхашье (комментарии).

Из этих пяти школ или сампрадай, одна, а именно Шанкары, является имперсоналистской. Это означает, что Верховное Существо объясняется имперсональным образом как безымянное, бесформенное и не имеющее качеств. Школы Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки и Вишнусвами объясняют Бога личностным образом. Эти ачарьи и их последователи очень четко сформулировали философию, которая рассеивает ощущение мирских ограничений, связанных со словом «личность», и устанавливает трансцендентный персонализм в терминах вечности, бесконечного знания, полного блаженства, абсолютной всепривлекающей формы и всеобъемлющей любви. Каждая из этих пяти Ведантистских сампрадай известна своей сиддхантой, или «заключением по существу» о взаимоотношениях между Богом и душой, душой и материей, материей и материей, материей и Богом, и между душами. Сиддханта Шанкары – Адвайта, неразличимость (т.е. все едино, потому все пять взаимоотношений нереальны). Все остальные сиддханты поддерживают реальность этих взаимоотношений с различных точек зрения. Сиддханта Рамануджи – Вишиштадвайта, качественная неразличимость. Сиддханта Мадхвы – Дваита, «различимость». Сиддханта Вишнусвами – Шуддхадвайта, «чистая неразличимость». А сиддханта Нимбарки – Дваита-адвайта, «тождественность и различие».

Бенгальская ветвь Мадхва-сампрадайи называется Брахма-Мадхва-Гаудия Сампадая, или Чаитанья Сапрадая. В 1700-х годах эта школа даровала Индийским философам комментарий на Веданта-сутру, написанный Баладевой Видьябхушаной, который заявил еще одну сиддханту. Она называется Ачинтья-бхедабхеда-таттва, что означает «одновременное непостижимое единство и различие». В последние годы эта сиддханта стала известна людям по всему миру благодаря популярности книг Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Задание 5. Как называются (санскрит и перевод) шесть школ ведической философии, и каково Ваше отношение к ним?

§ 1.3 ИСККОН как культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: