Виддхй акартарам авйайам

В соответствии с тремя стихиями материальной природы и деятельностью, связанной с ними, Мной созданы четыре уклада человеческой жизни. Знай же, что хотя Я – создатель этой системы, тем не менее, Я, будучи неизменен, Сам не вхожу в нее.

Варнашрама материальна, и чистое преданное служение не зависит от нее. В беседе с Раманандой Райем Господь Чайтанья строго отверг утверждение о том, что совершенством жизни является служение Господу Вишну при помощи системы варн и ашрамов. Он назвал это поверхностным пониманием науки преданного служения. Мы чистые духовные души, и ни один из девяти аспектов преданного служения (шраванам, киртанам, вишнох…) не зависит от социального положения. «Я не брахман, я не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я? просто слуга слуги слуги Кришны, повелителя сердец гопи». Тем не менее, существование нашего нынешнего материального тела – это факт, и у этого тела есть разнообразные потребности, включая социальные. Когда Кришна захочет, мы оставим это тело и (если заслужим) продолжим свое преданное служение в духовном теле на Голоке Вриндаване. Но пока, судя по всему, Он этого еще не хочет. Поэтому мы служим Кришне в том теле, какое есть.

Как мы уже знаем, принципы варнашрамы относятся к категории вспомогательных методов преданного служения. Они специально созданы Кришной, чтобы помочь нам помнить о Нём в ходе своей повседневной жизни. Чем больше наша жизнь приближается к идеалам варнашрамы, тем больше времени и сил у нас будет на культивирование сознания Кришны. Вместе с тем, поскольку большинство из нас выросло и живет в иной культуре, перестройка к культуре варнашрамы займет многие годы, и в значительной мере возможна лишь на протяжении нескольких поколений преданных. Поэтому нужно стараться подавать пример жизни в рамках варнашрамы хотя бы для того, чтобы наши дети смогли сделать еще один шаг по утверждению ее в обществе.

Усилия по воссозданию варнашрамы в обществе преданных должны быть разумными. Следует избегать праясы, или чрезмерных усилий. Другими словами, главным акцентом в жизни должно быть следование регулирующим принципам, повторение Харе Кришна мантры внимательно, без оскорблений и проповедь сознания Кришны. Если усилия в плане развития варнашрамы ведут к невольным оскорблениям преданных (которые еще не готовы к этому), или если мы начинаем думать, что именно варнашрама – это то, чего нам не хватает для того, чтобы достичь Кришна-премы, такая ситуация очень опасна. Наоборот, по мере развития сознания Кришны наши прежние привязанности и амбиции ослабевают, мы перестаем завидовать другим и естественным образом, без нажима, принимаем принципы варнашрамы, которые заложены Кришной в нашей природе. Когда приходит духовная зрелость, то мы естественно стремимся организовать свою жизнь как можно проще, чтобы больше времени уделять внутренней духовной практике. Это то, как будет происходить развитие варнашрамы во времени.

Другой иллюзией являются попытки построения варнашрамы в отдельно взятом ИСККОН. Причин этому несколько. Во-первых, невозможно изолировать ИСККОН от внешнего мира. ИСККОН не настолько многочисленен, чтобы реализовать принципы самодостаточности. Всегда будет кого-то не хватать: врачей, плотников, руководителей, бизнесменов или еще кого-нибудь. Поэтому мы будем вынуждены сотрудничать с внешним миром, и, следовательно, считаться с его обычаями.

Более того, изоляция ИСККОН по принципу варнашрамы противоречит его цели – привлечение все большего числа людей к ценностям и культуре сознания Кришны. А это означает, что в ИСККОН всегда будут люди, которые еще несут на себе наследие современной материалистической культуры. Поэтому цель ИСККОН – не делать из преданных бизнесменов, администраторов или сантехников, а наоборот – делать уже имеющихся бизнесменов, администраторов и сантехников преданными. Как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, в мире нет недостатка ни в чем, кроме сознания Кришны.

Еще одним противоречием является то, что Шрила Прабхупада основал ИСККОН как институт для воспитания брахманов, проповедников. Мы воспитываемся на вайшнавских или брахманических ценностях, и затем, когда в практическом преданном служении кто-то начинает прибегать к силовым или экономическим рычагам, или же, наоборот, начинает «халтурить», это, естественно, приводит к конфликту. Поэтому такие необходимые структуры как судебно-исполнительные органы, армия, полиция, биржи и т.д. будут всегда отсутствовать в ИСККОН. Все эти структуры и так прекрасно работают. Единственное, чего им недостает, это уважения к принципам брахманической культуры. Привить такое уважение – в этом и заключается задача преданных ИСККОН (см. первую из семи задач – «систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики, чтобы восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества…»).

Таким образом, практическое видение места варнашрамы в жизни преданных следующее:

1. На начальных ступенях преданного служения, до уровня мадхьяма-адхикари, следует стараться постепенно приближаться к ролевым моделям варнашрама-дхармы – насколько нам будут позволять обстоятельства. Это поможет нашему преданному служению. Кроме того, это будет хорошим примером для окружающих, и мы автоматически будем содействовать проповеднической миссии Господа Чайтаньи и получим Его дополнительные благословения на духовный прогресс. Вместе с этим подлинный акцент должен строиться на следовании правилам и предписаниям сознания Кришны и развития вайшнавских качеств. Мы должны стремиться стать настоящими вайшнавами.

2. На зрелой ступени преданного служения мы обретаем подлинные качества вайшнава (смирение, терпение и т.д.) и автоматически поднимаемся до уровня брахманических ценностей. Тогда мы можем целиком посвятить себя проповеди, заняв положение брахмана или даже санньяси. Или в тех же проповеднических целях внешне продолжать подавать пример следования своей «прежней» варне и ашраму, чтобы вести за собой членов своей семьи, друзей, коллег по работе, партнеров и т.д. Как правило, рекомендуется второй путь, хотя как исключение, в чрезвычайных обстоятельствах, духовный учитель может порекомендовать и первый. Именно такой была ситуация в первые годы сознания Кришны, когда Шрила Прабхупада создавал ашрамы брахмачарини и давал санньясу своим молодым ученикам – с целью расширения проповеди и распространения книг.

3. Наиболее благоприятной оказывается ситуация, в которой ИСККОН (храм, центр нама-хатта и т.д.) занимается лишь брахманической деятельностью (проповедь, обучение, консультирование, поклонение Божествам, проведение очистительных обрядов и т.д.) и руководствуется главным образом лишь брахманическими принципами. Для решения же практических задач, а также осуществления ресурсоемких проповеднических проектов следует создавать структуры «рядом» с ИСККОН. Это могут быть всевозможные коммерческие, организационные, социальные, политические, защитные и т.п. структуры, которые создаются в рамках внешнего общества. Они являются активной частью внешнего общества и таким образом дополнительно позволяют вовлечь в преданное служение самых разнообразных людей. Организаторы подобных структур могут реализовывать в них принципы варнашрамы и тем самым подавать пример для окружающего общества. Роль же ИСККОН сводится к тому, чтобы обучать все остальное общество принципам варнашрамы, главным из которых является принцип уважения к брахманической культуре.

Теперь остановимся более подробно на конкретных варнах и ашрамах и на том, что они могут означать в современной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: