Сарва дхарма питри пада, сарва сукха матри пада

То есть отец несет полную ответственность за дхарму или систему жизненных ценностей ребенка, а мать несет полную ответственность за его физическое здоровье и психологическое благополучие. Это не искусственные правила. Это констатация факта – так устроен мир. Родители являются для ребенка первыми гуру, представителями Кришны. Кришне нужны все живые существа и этот ребенок в частности. Он любит всех безусловно, не ожидая ничего взамен. В детстве человек поднимается до того духовного уровня, на котором он остановился в прошлой жизни, более или менее автоматически, под влиянием родителей и внешнего окружения. Поэтому живое существо, достигшее высокого уровня осознания своих взаимоотношений с Кришной, обязательно получит рождение у любящих его родителей. Если же ребенок является случайным или нежеланным, то это свидетельство того, что в прошлой жизни он еще не имел опыта близких отношений с гуру и Кришной. Это не является препятствием для его духовной жизни, но негативная карма сделает этот путь более сложным.

Основные возрастные этапы воспитания детей.

До рождения.

Воспитание ребенка начинается не только до его рождения, но до его зачатия. Мы уже говорили о том, что будущие родители должны сначала сами утвердиться в духовной жизни, желательно принять духовного учителя. Они должны наладить свою семейную жизнь и пройти виваха-ягью. Им следует проверить свое здоровье и, если необходимо, пройти курс лечения. Они должны получить благословение гуру на рождение и воспитание детей в сознании Кришны. Затем они должны сами утвердиться в желании родить и воспитать детей, которые смогут стать чистыми преданными.

Когда супруги почувствуют свою готовность, они могут провести ведический обряд гарбходхана-самскары, или зачатия ребенка. Более подробно детали этой самскары мы опишем в следующей главе, но здесь отметим лишь, что духовный уровень сознания родителей во время зачатия будет определять духовный уровень будущего ребенка, а те эмоции, или любовь, которую питают муж и жена друг к другу, будут определять его физическое здоровье и психологическую зрелость.

Такое влияние родителей прямо или косвенно будет воздействовать на формирование ребенка на протяжении всего его детства, но в особенности сильным это влияние будет во время зачатия, затем чуть слабее – во время беременности, затем еще несколько слабее в течение первых трех лет жизни, и затем постепенно снижаться дальше – к достижению ребенком переходного возраста.

Во время беременности женщина должна избегать стрессов, слишком пряной или соленой пищи, должна быть умерена в еде, сне и других привычках. Она должна избегать длительных поездок в транспорте (чтобы тряска не привела к преждевременным родам). Она не должна испытывать чрезмерной физической нагрузки, но также не должна и бездействовать, чтобы находиться в хорошей физической форме. Беременность женщины должна протекать в дружественной и доброжелательной атмосфере. Она должна внимательно читать джапу, книги Шрилы Прабхупады. В доме должны постоянно звучать звуки киртана или бхаджанов.

Как беременность, так и роды должны проходить под наблюдением врача, но лучше всего, чтобы это были или друзья, или платные специалисты, потому что отношение врачей в обычных поликлиниках и роддомах, как правило, не вызывает ничего, кроме отрицательных эмоций. Тех самых эмоций, которых будущая мать должна избегать.

Во время родов проводится церемония джата-медха самскары. Затем ряд самскар проводится родителями на протяжении первых пяти лет жизни ребенка. Более подробно мы опишем их в следующей главе. Перед тем, как приступить к описанию возрастных психологических особенностей воспитания детей, мы отметим основной принцип. Это личный пример родителей. Если вы будете постоянно думать о Кришне, повторять Его святые имена, проявлять вайшнавские качества и строить вайшнавские взаимоотношения с другими членами семьи, то, в существенной степени, ребенок впитает в себя все это. А это и есть ваш успех в своем служении в роли родителей.

Каумара: с рождения до пяти лет.

(Здесь и ниже мы будем обильно приводить отрывки из книги Е.М. Бхуриджана Прабху «Искусство обучать». Покольку они вплетены в общий текст, кавычки цитат везде опущены).

Обычно рекомендуется, чтобы ребенку давали все, что он желает, с рождения до пятилетнего возраста. Общее правило гласит, что ребенка нужно «портить».

Но что это означает? Следует ли применять в этот период к ребенку строгость вообще? До какой степени родители должны им все разрешать? Что должно быть достигнуто ребенком на протяжении этой стадии жизни?

Основной психологической задачей для ребенка в эти годы является развитие уверенности в себе и чувства безопасности. Поэтому детей следует баловать, и обращаться с ними в каком-то смысле, как если бы они были центром вселенной. Не бойтесь их перецеловать, переласкать или переносить на руках – придет время, и они сами от этого откажутся.

В этот период родители должны позволять детям буквально делать все, что они хотят. Хотя следует использовать здравый смысл для того, чтобы обеспечить психологическую, духовную и физическую безопасность ребенка, тем не менее, ребенок должен в полной мере получать все от своей семьи, чтобы расти, развивая уверенность в себе. Еще один совет – это не создавать искусственных потребностей. Не создавайте привычки смотреть телевизор (соответственно, вам самим придется оставить ее) – потом вы не объясните ребенку, что можно смотреть, а что нельзя. Вместо этого читайте больше с ним книги, их содержание всегда можно подкорректировать или дать свои комментарии. Не создавайте привычки покупать какие-нибудь конфеты или мороженое в магазине. Ребенку будет трудно объяснить, чем запрещенные шоколадные конфеты отличаются от незапрещенных леденцов. Лучше сразу заложить правило, что Кришна ест только то, что готовят Его преданные, и если необходимо, то готовьте конфеты и мороженое сами.

Как мы уже отмечали, период после зачатия и беременности является самым критическим для формирования личности ребенка. Его ум и чувства в этот период наиболее восприимчивы и как губка впитывают все, что происходит вокруг. Напротив, разум начнет проявляться в достаточной мере где-то после пяти лет. Поэтому родителям следует набраться безграничного терпения и научиться радоваться любым самостоятельным успехам ребенка, искусно направляя его творческий потенциал так, чтобы он причинял наименьший ущерб. Наказывать в этом возрасте нельзя, так как у ребенка нет разума, чтобы понять, за что его наказывают, и он воспринимает это лишь как то, что его не любят. Нужно постоянно находиться рядом с ребенком и занимать его позитивным образом, прежде чем он займет себя сам.

В течение первых лет жизни ребенку требуется больше общения с матерью – это связано в первую очередь с питанием. Поэтому ее образ жизни будет оказывать особенно большое влияние на формирование ребенка. Несмотря на всю суету, мама должна продолжать повторять 16 кругов джапы – в особенности на первом году жизни ребенка здесь ей поможет механический счетчик вместо обычных четок. То, что отец не может кормить ребенка молоком, не означает, что он должен уделять ему меньше внимания. Предполагается, что отец является духовным лидером в семье, поэтому, чем больше он даст своего общения и любви ребенку, тем больше духовного блага он получит.

В этот период – от рождения до пяти лет – происходит интенсивное физическое развитие ребенка. Он превращается из младенца, который способен только есть, спать и плакать, в самостоятельную личность, которая умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице, бегать и играть в различные игры.

Его речевые способности начинаются с плача и улыбки, эволюционируют к односложным словам, целым предложениям, и затем к правильному использованию глаголов, времен и чисел. В социальном плане ребенок эволюционирует от привязанности лишь к своей матери до привязанности к отцу и другим членам семьи, и, в конце концов, начинает заводить друзей. К пятилетнему возрасту ребенок будет искать родителей только в ситуациях стресса.

Пауганда: от пяти до десяти.

С пятилетнего до десятилетнего возраста ребенок развивает навыки общения и усваивает основные законы поведения в обществе, которыми он будет пользоваться в течение жизни.

Ребенок в эти годы эгоцентричен. Он думает, что мир вращается вокруг его потребностей. И обычно, пройдя через эту стадию, на пятом году ребенок приходит в школу, считая себя принцем. Благодаря растущим социальным и познавательным способностям ребенка, его эгоцентризм в некоторой степени ослабевает. Таким образом, он учится смотреть на ситуации с точки зрения других.

Можно сказать, что задачей этого периода является гладкий переход: развить необходимые основные навыки – духовные, физические, познавательные и социальные, которые позволят ему перейти от детства к юности и затем стать взрослым.

Вседозволенность, которая была правилом в течение первых пяти лет жизни ребенка, должна постепенно преобразовываться в дисциплину и уважение к авторитету. Эта перемена должна быть постепенной, чтобы «зеленый побег» не ломался, а гнулся. К десятилетнему возрасту посредством правильного сочетания любви, взаимоотношений, дисциплины и обучения он должен в целом овладеть контролем над умом и чувствами.

Остерегайтесь того, чтобы баловать ребенка чувственными стимуляторами в этот период. Шрила Прабхупада говорит, что давать ребенку чувственные наслаждения в раннем возрасте, когда он и так естественным образом удовлетворен и счастлив во всех обстоятельствах – это «величайшее насилие».

Если в этот период ребенок воспринимает, что жизнь предназначена для чувственных удовольствий, то в бурные подростковые годы ограничивать его и удерживать вожжи дисциплины будет чрезвычайно трудно.

Каишора: с десяти до пятнадцати.

Этот период является критическим. Где-то в этот период и мальчики, и девочки достигают половой зрелости. «Если жесткое и систематическое воспитание брахмачария опытным духовным учителем будет отсутствовать, и если ученик не будет послушен, то этот так называемый брахмачари обязательно станет жертвой атаки полового влечения» (ШБ 3.14.20, комм.).

В эти годы дети проходят через активные перемены. В интеллектуальном плане увеличиваются их способности к осмыслению, в физическом отношении они превращаются из детей во взрослых, а в социальном плане становится сильной их тенденция к общению с противоположным полом. Эмоции подростков часто неконтролируемы, поскольку они обретают свое отдельное ложное эго и чувство своего «я». Шрила Прабхупада однажды дал совет учителям гурукулы обращаться с подростками строго, чтобы они боялись последствий непослушания. Таким образом, быть строгим, но добрым (не добреньким) – это правило воспитания для этого периода.

Яувана: после пятнадцати.

После пятнадцати лет с детьми следует обращаться как с друзьями. Это наставление Шрилы Прабхупады. Ребенок, достигший шестнадцатилетнего возраста, уже достаточно зрел в интеллектуальном и эмоциональном плане, чтобы усвоить большинство наставлений сознания Кришны и может исполнять их по своей собственной воле. Если детей старше шестнадцати заставлять делать что-то против их воли, они будут восставать. Более того, если их непрерывно заставлять, они могут стать психологически неуравновешенными или чрезмерно зависимыми от других.

Это не подразумевает, что в шестнадцать лет ребенок волшебным образом становится на один уровень со всеми взрослыми, родителями и учителями, и что ни один взрослый не вправе дать ему наставления, совет или указания. Это просто подразумевает, что необходимо учитывать ложное эго выросшего ребенка. Из-за него, если безапелляционно применять силу, он будет восставать.

Когда ребенку пять лет, он покорен авторитету. Он будет делать все, что ему скажут. Он будет заниматься деятельностью в сознании Кришны просто потому, что ему сказали. Даже если ему что-либо не нравится, он должен и будет делать это. У него нет независимости.

Но ко времени, когда ребенку исполнилось шестнадцать, он свободен делать независимый выбор и его уже невозможно заставлять. Конечно, Шрила Прабхупада говорит: «Кто из нас независим? Думать о независимости – это мая». Несмотря на это, шестнадцатилетний молодой человек будет требовать, чтобы степень его вовлеченности в духовную деятельность основывалась на его личной убежденности в сознании Кришны. Он не позволит внешнему авторитету преступать его «независимость» и «свободу». Разумный и благочестивый молодой человек обязательно будет принимать авторитет сознания Кришны, но его преданность будет результатом его собственного выбора, а не навязанной авторитетом.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку пройти путь от пяти до шестнадцати и в конце выбрать Кришну. Доказательством успеха в воспитании ребенка является то, что он сам сделает выбор в пользу того, чтобы совершенствоваться в сознании Кришны. К шестнадцатому году это должно прочно утвердиться в его сознании. И пока пятилетка растет, время – подобно песку в песочных часах – иссякает. Во всех своих взаимоотношениях с учениками учителя должны помнить, что в их запасе всего одиннадцать коротких лет, чтобы завершить этот переход.

Вот основные шаги:

1. Ребенок должен принять и предаться авторитету как можно раньше.

2. По мере роста его разума, ребенок постепенно проходит воспитание. По мере того, как он усваивает это воспитание и принимает решения в сознании Кришны, ему следует давать больше свободы. Другими словами, должен происходить постепенный перенос авторитета от учителя, который руководит ребенком, к собственному разуму ребенка. Это самое главное. Если ребенок успешно усваивает наставления учителя при помощи собственного разума, он сможет пронести в себе учителя – через его наставления – через всю жизнь. Для такого ребенка «вани важнее, чем вапу».

3. К шестнадцатилетнему возрасту этот перенос должен быть завершен. Ребенок должен уже обладать устойчивым обученным разумом в сознании Кришны, и силой собственного разума он должен контролировать свои ум и чувства. Его собственные реализации в сознании Кришны должны быть сильными и глубокими.

«О могучерукий Арджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума (погруженного в сознание Кришны), и таким образом духовной силой побороть своего ненасытного врага? вожделение». (Бг. 3.43).

Как происходит обучение.

Основным принципом учителя в сознании Кришны является обучение собственным примером. Дети учатся, даже когда формально никто не пытается их учить. Любым обучающимся, не только маленьким детям, нужно лишь увидеть поведение, продемонстрированное их учителем, для того, чтобы разгорелась их естественная тенденция подражать старшим. Поэтому в ведической системе учитель называется ачарьей. В этом слове содержится корень ачар, ибо правильное поведение – это главный принцип для учителя, в особенности следующего по стопам Господа Чайтаньи.

Если обучение примером, или моделирование, использовать намеренно, оно может стать мощным обучающим инструментом. Многим вещам можно лучше научиться через наблюдение и подражание, чем через устные объяснения и наблюдения.

Непрерывное обучение.

Мы все учились своему родному языку и большинству своих привычек, ценностей и норм поведений в обществе без какого-либо систематического обучения. В действительности, примеры, которые мы видели, повлияли на нас гораздо сильнее, чем полученные устные наставления.

Учитывая это, мы можем считать, что любое поведение, котое проявляет родитель, представляет собой обучение. Обучение происходит не только, когда вы намеренно даете наставления детям. Обучение своим примером происходит постоянно. Это предъявляет к родителям огромные требования, чтобы они жили в строгом соответствии со своими идеалами.

Если дети видят расхождение между тем, что требуется и тем, что действительно позволяется, они будут делать то, что позволяется. Например, если говорить ребенку, что после игры необходимо все убирать на место, в течение первых нескольких дней он будет слушаться. Если же постепенно проясняется, что даже если и не убираться, родители все равно не будут обращать внимание, то он увидит, что старшие в действительности говорят одно, а думают другое. Это будет стимулировать непослушание. Он тоже будет говорить одно, а думать и делать – другое.

Это снова указывает на то, что родители должны осознавать, что дети смогут научиться чему-либо лишь видя перед собой соответствующий пример. Видя пример какого-либо поведения, ребенок может откликнуться на него двояко: либо подражанием, либо сделав какие-либо выводы.

В случае подражания, ребенок наблюдает поведение своей «ролевой модели» и затем пытается воспроизвести его самостоятельно. Как, например, мы читаем какой-нибудь стих, и затем просим ребенка повторить его.

К несчастью, также происходит незапланированное и иногда нежелательное подражание. Дети очень легко подхватывают отдельные выражения, речевые обороты и жесты, пусть даже неосознанно используемые окружающими. Если, даже погуляв полчаса на улице с детьми непреданных, они нахватываются самых ужасных привычек и слов, то можно представить себе, каково влияние оказывают на детей родители, которые проводят с ними большую часть времени. Шрила Прабхупада постоянно видел, как его отец каждый день приходил на мангала-арати в храм Радхи-Говинды и каждый день проводил пуджу домашним Божествам. Просто подражая своему отцу, он усвоил это как «привычку» и пронес через всю жизнь.

Кроме подражания, наблюдения приводят к тому, что ребенок делает определенные выводы относительно убеждений, ценностей, вкусов и личных качеств окружающих. Например, если ребенок совершит какую-либо ошибку, то на это можно отреагировать по-разному. Можно уважительно указать на совешенную ошибку и предложить ее исправить, при необходимости оказав небольшую помощь. Можно отругать, а можно сделать все самому, даже не дав ребенку попытаться решить проблему самостоятельно. В первом случае ребенок сделает вывод: «Этот взрослый – мой друг и при необходимости готов помочь. Даже если я ошибусь, он или даст мне шанс исправиться, или поможет». Во втором случае вывод будет такой: «Этот взрослый меня не любит, поэтому, что бы я ни делал, я должен постараться скрыть это от него – на всякий случай». В третьем случае ребенок подумает: «Можно вообще ничего не делать – взрослые и сами сделают все за меня».

Таким образом, обучение на примере других оказывает очень сильный эффект, поэтому, воспитывая ребенка, родители должны постоянно отдавать себе отчет, в каком окружении находятся дети, и как они сами себя ведут. Поскольку искусственно в себе все 26 качеств преданного не «уконтролируешь», нужно задаться целью не просто вести себя как преданный, но и в действительности быть им. Что это означает? Киртания сада харих – 24 часа в сутки помнить святое имя. Мы еще можем не находиться на этом уровне, но если мы поставим это целью и будем постоянно стремиться к ней, то обязательно добъемся успеха – и в личной духовной жизни, и в обучении подрастающего поколения.

Обучение в трех стихиях материальной природы.

Перед тем, как начать этот отрывок, мы рекомендуем читателю вернуться к первой части «Философия вайшнавов» и освежить в своей памяти описание трех стихий материальной природы: благости, страсти и невежества. За исключением тех, кто достиг уровня бхава-бхакти, поведение каждого человека до какой-то степени будет находиться под влиянием этих стихий. Чем более мы зрелы в духовной жизни, тем легче нам будет делать правильный выбор – выбор в пользу стихии благости. И на уровне совершенства мы будем действовать в чистой благости без малейших примесей страсти и невежества. Напомним, дисциплина начинается с пятилетнего возраста и оканчивается шестнадцатилетним.

Обучение в стихии невежества.

Родители, находящиеся в невежестве, разгневаны и грубы. Они заставляют ребенка починяться их желаниям, но совершенно не видят, как их поступки сказываются на его сознании Кришны. Такие невежественные поступки с самого начала и до самого конца причиняют страдание и родителям, и ребенку. Решения, принимаемые такими родителями, и их последствия всегда будут неправильными. С их уст постоянно будут сходить оскорбления в адрес детей.

Враждебное отношение родителей является продуктом стихии невежества. Враждебно настроенные родители добиваются своего, но за счет неуважения или игнорирования потребностей своего ребенка. В основе такого негативного, непробиваемого подхода лежит философия, что надо держать ребенка в «ежовых рукавицах» для его же собственного блага. Враждебно настроенные родители тоже предупреждают заранее, к каким последствиям может привести непослушание, но когда ребенок действительно не слушается, они нарушает все дозволенные меры и действуют грубым образом, по своей собственной прихоти. Они относится к ребенку как к другу или врагу. Когда он слушается их, они награждают его, а когда нет, то запугивают, унижают и оскорбляют.

Враждебно настроенные родители могут ощущать, что у них нет выбора, и что плохое поведение ребенка заставляет их [T5]вести себя саркастически или грубо. Тем не менее, такое обучение наносит ущерб и их сознанию Кришны, и сознанию Кришны ребенка – как немедленный, так и в долгосрочной перспективе.

Обучение в стихии страсти.

Родители, находящиеся в страсти, чувствуют себя оскорбленными, если ребенок не слушается или ему не нравятся методы родителей. Они очень стараются, но их настроение зависит от результатов. Они завидуют родителям, добивающимся лучших результатов. Они не могут понять, что в действительности будет лучше всего для ребенка, и часто пытаются добиться своего с помощью «подкупа». Вначале эти отношения сладки, но, поскольку родители пренебрегают окончательным благом ребенка, в конце концов эти отношения становятся горькими, как яд.

Хотя избегать конфронтации с неправильным поведением ребенка или не реагировать на него может быть временно более легким и приятным для ума и чувств, такая неконкретная [T6]реакция с течением времени приводит к ухудшению поведения ребенка.

Обучение в стихии благости.

Родители, находящиеся в благости, дисциплинированы, владеют собой и проявляют терпимость. Они не привязаны к результатам своих усилий и прилежно продолжают учить, невозмутимые ни при успехе, ни при неудаче. Они естественным образом знают, что должен делать их ребенок, и способны ясно объяснить ему это. Устанавливаемые ими рамки могут быть иногда для ребенка трудными, подобными яду, но в конце результаты становятся сладкими, как нектар. Единственным качеством, характеризующим взаимодействие родителей с ребенком, является конкретность. Такие «конкретные» родители дают свои наставления ребенку явным образом. Они ясно объясняют, что произойдет, если ребенок не послушает его наставлений, и они последовательно прибегают к этим мерам, если такое непослушание происходит. Хотя постоянно обращаться с ребенком конкретным образом может быть нелегко, это, тем не менее, приводит к хорошей дисциплине.

Конечно же, рекомендуется обучение в стихии благости, но постоянно оставаться в стихии благости может быть нелегко. В хороший день или в течение хороших отрезков одного дня родители действуют в благости, а в плохой день они действуют больше в стихии страсти или невежества. Теперь мы опишем основные характеристики обучения в невежестве (враждебность), страсти (неконкретность) и благости (конкретность).

Враждебность.

Враждебно настроенные родители делают прямо противоположное тому, что требуется, чтобы помочь своему ребенку обрести сознание Кришны. Их реакция на поведение детей может заставить их следовать требуемым правилам, но она будет игнорировать физические, эмоциональные и духовные нужды ребенка. Враждебно настроенные родители обычно ведут себя разгневанно, негативно сверху вниз. Их дети обычно думают: «Мама меня не любит» или «Папа считает меня ненормальной».

В такой ситуации дисциплина рассматривается как мера противодействия, а не воспитания в сознание Кришны с целью формирования характера и поведения ребенка. Здесь не учитывается то, как дисциплина повлияет на отношение ребенка к сознанию Кришны.

Что считается важным – это победить на «поле боя» любой ценой. Гнев, сарказм, крик, грубость – это оружия возмездия враждебно настроенных родителей. Когда враждебно настроенные родители реагируют на дурное поведение, они:

1. Принижают ребенка безоговорочным утверждением, которое оскорбляет его, но ясным образом не указывает, что они хотят.

«Ну конечно, ты ничего не понимаешь! Ты же никогда не слушаешь!»

«Сколько раз на дню я должен кричать на тебя?»

«Тебе уже столько лет! Как ты ведешь себя!»

2. Выражают негативную оценку ребенку.

«Ну ты и растяпа!»

«Ну и глупо же ты поступил!»

«Ты что, демон?»

«Никогда в жизни я не видел такого лентяя!»

«Ты понимаешь, что ты последний негодяй?»

«Перестань вести себя как пятилетний ребенок!»

Обычно принижение и негативная оценка выражаются сердитым тоном. Это также часто происходит в присутствии друзей ребенка.

3. Используют или угрожают чрезмерно строгими мерами.

«Если ты еще так сделаешь, я тебя убью!»

Или что-нибудь более законное, но неэффективное и непрактичное:

«Я лишу тебя сладкого на целую неделю!»

«Будешь целый день стоять в углу!»

Чрезмерно строгие меры, очевидно, очень трудно применить и обычно, когда гнев враждебно настроенных родителей стихает, у них даже не остается желания к ним прибегать.

4. Реагируют грубой физической силой, дав подзатыльник, схватив ребенка за волосы или за ухо, сжав его руку и т.д.

Такие негативные реакции имеют своей целью причинить ребенку неприятное, а не исправить его. Родителям, конечно же, и самим не нравится враждебность. Они будут действовать подобным образом только от беспомощности или из страха потерять контроль над детьми.

Враждебно настроенных родителей ребенок очень быстро начинает считать своими «врагами». Поэтому, чтобы избежать грубых мер или конфронтации с враждебно настроенным взрослым, ребенок прибегает ко всевозможным контр-мерам: лжи, обману, притворству и т.д.

Подражая поведению родителей, дети в своей среде также формируют противостоящие группы, где более слабые становятся жертвами более сильных. Драться, дразнить, задевать, принижать других – это становится типичным для детской среды.

Неконкретность.

Неконкретность в родителях является порождением стихии страсти. Неконкретные родители не объясняют своему ребенку ясно, чего они от него хотят. Если они и делают это, то не подтверждают свои слова соответствующими действиями. Им часто бывает неприятно реагировать на плохое поведение своего ребенка. Такие родители неуверены в себе и в своих способностях, и они чувствует себя беспомощными, сталкиваясь с непослушанием. Ребенок быстро улавливает недостаток уверенности в них и пользуется этим при первом же случае. Неконкретные родители расстраиваются из-за непослушания своего ребенка.

В разочаровании, с которым они сталкиваются, виноваты они сами. Такие родители не указывают своему ребенку явным образом на его неправильное поведение и не поощряют правильное.

Сталкиваясь с плохим поведением ребнка, которое нужно немедленно прекратить, вместо этого они говорят:

«Я хочу, чтобы ты на самом деле постарался перестать воровать» (приложи усилия).

«Ты хотя бы подумал перед тем, как сделать подобную глупость» (думай перед тем как действовать).

«Ну-ка веди себя лучше!» (улучши поведение).

«Неужели тебе не стыдно воровать» (почувствуй раскаяние).

«Чтобы я никогда не заставал тебя за воровством!» (не будь пойманным).

«Ты должен усвоить, что если хочешь чего-либо, этого нельзя добиться воровством!» (научись вести себя хорошо).

«Почему ты все время воруешь?» (задумайся о причинах).

Эти утверждения требуют от ребенка лишь промежуточных неопределенных перемен в своем поведении. Хотя эти промежуточные задачи имеют под собой хорошие намерения, они не передают ребенку непосредственным образом то, чего хотят от него родители: «Прекрати воровать!»

Неконкретные родители делают утверждения, которые описывают факт, но не объясняют, какие конкретные действия требуются от ребенка. Они могут сказать: «Ты опоздал, не правда ли?» Или они могут задать вопрос: «Почему ты опоздал?»

Если неконкретные родители говорят: «Прекрати драться», – они не ссылаются на меры, которые будут применены к ребенку, если он не прекратит этого делать. Или если родители и пригрозят негативными последствиями, то они никогда не прибегнут к ним.

Неконкретные родители игнорируют поведение, которого им хотелось, чтобы никогда не было. В своем желании избегать конфронтации с ребенком они не реагируют на плохое поведение, несмотря на то, что они сами уже ввели правила, запрещающие подобное поведение.

Они также игнорируют и, стало быть, не поощряют позитивное и хорошее поведение своего ребенка (о поощрении мы поговорим ниже).

Таким образом, неконкретные родители, чувствуя неуверенность в своих силах повлиять на поведение ребенка, не используют полномочия, которыми действительно обладают. Они позволяют ребенку спорить с ними и часто, через некоторое время, просто уступают, разочаровавшись и потерпев поражение.

Цена, которую неконкретным родителям приходится платить – это непрерывная борьба со своим ребенком за то, «кто сильнее». Ребенок будет постояннно проверять своих неконкретных родителей, чтобы понять, нужно ли их на самом деле слушаться или нет. Поскольку родители не хвалят, когда он ведет себя хорошо, у него возникает очень мало желания вести себя подобным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: