На пути к бхакти-расе

Чистое преданное служение с самого начала начинается на уровне освобождения. На начальных ступенях разрыв с материальным сознанием еще непрочен и непостоянен. Из-за материальных привязанностей нас регулярно притягивает к чувственным наслаждениям. Когда мы получаем посвящение и начинаем серьезно практиковать преданное служение под руководством духовного учителя, наше сердце постепенно очищается от анартх и Кришна дает достаточно разума, чтобы отличать бхакти от не-бхакти. Мы утверждаемся в системе ценностей сознания Кришны и становимся достойными поклоняться Шри Шри Радхе и Кришне. Тогда мы получаем от духовного учителя гаятри-мантры. Строго следуя правилам вайдхи-садхана-бхакти и проповедуя послания Господа Чайтаньи Махапрабху, мы чувствуем, как в нас пробуждается вкус к повторению святого имени, который затем перерастает в глубокую привязанность к Кришне.

На этой стадии в преданных, следующих по стопам Господа Чайтаньи, как правило, пробуждается желание служить Кришне, следуя по стопам Его вечных спутников на Голока-Вриндаване, и они начинают практиковать рагануга-садхана-бхакти. Те же, кто изначально поклонялись Господу как повелителю Вайкунтхалоки или четырехрукому Вишну, продолжают служить ему в благоговейном восторге. Затем, по милости Кришны на преданного нисходит духовная энергия Господа и разрыв с материальным сознанием становится необратимым. Это уровень бхавы, которую по-другому называют также рати, или духовные эмоции. Эти эмоции имеют специфическую окраску как нейтральные отношения, отношения слуги и господина, дружеские, родительские или супружеские отношения с Господом.

Постепенно эти эмоции сгущаются, преданный начинает наслаждаться их различными ингредиентами по отдельности, и затем они, в конце концов, смешиваются между собой, образуя неописуемый трансцендентный «коктейль» любви к Богу, называемый бхакти-расой или, сокращенно, просто расой. Слово раса буквально означает «духовное наслаждение», и оно применимо только к преданному, поднявшемуся над стадией бхавы и достигшего уровня премы.

На начальных ступенях садхана-бхакти преданный может время от времени испытывать духовные эмоции: например, во время киртана или на лекции по Шримад Бхагаватам. Эти эмоции носят общий характер и являются отблеском нейтральных отношений с Господом. На более зрелых ступенях садхана-бхакти, слушая повествования об играх Господа с преданными, состоящими в них в различных трансцендентных отношениях (слуги и господина, дружеских и т.д.), в преданном могут также временно пробуждаться подобные сантименты. Эту рати также относят к отблеску проявления нейтральных отношений с Кришной. Затем духовный вкус начинает принимать устойчивые черты в одном из пяти видов духовных отношений с Кришной, на уровне бхавы он превращается в стопроцентную рати и на уровне премы рати «вызревает» в расу.

Подобно тому, как гурманы не занимаются химическим анализом изысканных яств и напитков, а просто вкушают их, трансцендентные расы также не являются предметом для теоретического изучения начинающими преданными и тем более проповеди непреданным. Расы не изучают – ими естественным образом наслаждаются те, кто покорил сердце Кришны своей искренней бескорыстной любовью и служением. Попытки наслаждаться своими так называемыми «взаимоотношениями» с Кришной человеком, не прошедшим по всем ступеням лестницы бхакти, являются лишь одной из форм материальных чувственных наслаждений, и их именуют пракрита-сахаджией. Термин пракрита-сахаджия означает философию следования «естественным» побуждениям материальных чувств, главным из которых является влечение между мужчиной и женщиной. Хотя золото и железо являются металлами, их природа существенно различается. Золото сияет, в то время как железо – темное. Золото не окисляется, а железо моментально ржавеет. Золото редко и бесценно, в то время как ржавые железяки можно найти на любой помойке. Подобным же образом истинная любовь к Богу отличается от вожделения, и истинная бхакти-раса отличается от мирских чувственных наслаждений.

Слушая описания возвышенных взаимоотношений и игр между Кришой и Его вечными спутниками, такими как Мама Яшода, мальчики-пастушки или гопи, мы должны делать это с должным почтением. По милости Шрилы Прабхупады мы получили возможность приблизиться и наблюдать за этими чудесами. Но не получив допуск кришна-премы, мы должны удерживать себя от попыток «войти» в эти игры или подражать их возвышенным участникам. Если мы сделаем это, трансцендентая реальность в тот же миг превратится в мираж, и, спустя какое-то время после начала погони за этим миражом, мы опять обнаружим себя в безжизненной пустыне материального мира.

Всему свое время. С верой следуя наставлениям духовного учителя, культивируя вайдхи-садхана-бхакти и проповедуя послание Господа Чайтаньи по всему свету, мы постепенно станем достойными войти в эти игры. А пока мы можем слушать эти описания и переживать вместе с трансцендентными участниками этих игр. Их экстатические эмоции естественным образом будут на какое-то время отражаться в наших сердцах и вдохновлять нас достичь совершенства в практике преданного служения. Кроме того, их пример также будет вдохновлять нас следовать по их стопам. Следовать по стопам не означает подражать. Например, читая о том, как гопи оставили свои семьи, чтобы служить Кришне, мы должны не подражать им, тоже оставив свои семьи, а исполниться той же решимости, чтобы следовать наставлениям духовного учителя в той ситуации, в которой мы находимся. А именно: с той же решимостью вставать рано утром, проводить мангала-арати, внимательно повторять 16 кругов маха-мантры, следовать четырем регулирующим принципам, читать книги Шрилы Прабхупады и проповедовать сознание Кришны. Энтузиазм, решимость, терпение, смирение и т.д. – все это те качества, которым мы можем учиться на примере вечных спутников Кришны из духовного царства. Именно в таком духе и давайте знакомиться с последующими тремя главами, описывающими бхакти-расу: без попыток «раскусить» трансцендентный предмет или «примерить» его на себя, а просто внимательно слушая эти описания и позволяя им достучаться до нашего железобетонного сердца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: