Глава4. История движения санкиртаны

Каждый знает, что историю творят личности… И, таким образом, каждый заблуждается. Потому что историю творит Кришна. Стержнем истории является время, а время – это проявление воли Господа в этом мире, которая, уже в свою очередь, проявляется через конкретные исторические персонажи. Из священных писаний мы знаем замысел творения Господа: с одной стороны, дать возможность живым существам попытаться наслаждаться в материальном мире, а с другой стороны, дать им возможность обрести сознание Кришны и вернуться назад домой к Богу. Материальная история изучает, как воплощается в жизнь первый замысел Господа, а духовная – второй.

Если «материальные» исторические персонажи действуют, слепо повинуясь трем стихиям материальной природы, то «духовные» личности действуют в полном сознании и гармонии с желаниями Кришны. Все живые существа едины с Господом, будучи Его неотъемлемыми частицами, но это еще более применимо к Его чистым преданным, которые живут с Ним «душа в душу». Поэтому, изучая жизнеописания великих святых, ачарьев, мы можем проникнуть в сердце Кришны и таким образом получить потрясающий шанс – понять Его сокровенные желания. Все преданные хотят узнать, чего хочет Кришна. Обычно Кришна, будучи «приличным человеком», держит Свои сокровенные желания в тайне, не желая показаться нескромным. Но все равно, у Него ничего не получается: все-таки Он – Верховный наслаждающийся, Самый-самый-самый, и Он просто никак не может удержать их в Себе. Поэтому точно так же, как вода на морозе кристаллизуется и превращается в лед, попадая в этот холодный материальный мир, Его желания принимают осязаемую форму в виде великих святых. Каждый из ачарьев, приходящих один за другим, «по секрету всему свету» выдает нам еще один кусочек этой дивной тайны – и так продолжается до тех пор, пока Кришна по Своей независимой воле не спохватывается и вновь не застилает эту тайну пеленой забвения. Поэтому, поняв сокровенные желания Кришны, изучая жизни великих святых, не упустите свой шанс – посвятите остаток своих дней тому, чтобы постараться удовлетворить их, и увенчайте свою жизнь совершенством!

В этом разделе мы познакомимся с отрывками из биографий великих ачарьев нашей с вами Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайи, кульминировавшей в движении санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху. Из этих историй, мы сможем, с одной стороны, понять сокровенные желания Господа, а с другой стороны, понять, какие качества мы должны стараться развить в себе, чтобы стать достойными исполнить эти сокровенные желания. Существует большое множество произведений, описывающих биографии ачарьев. В нашем учебнике мы постараемся свести вместе обширные материалы, почерпнутые главным образом из книг Сатьяраджа Прабху, Рупы Виласы Прабху, Гайи Прабху, книги «Гауранга», материалов семинара по истории нашей сампрадайи, прочитанной Е.С.Бхакти Вигьяном Госвами, а также классических работ, содержащих биографии ачарьев.

Мы завершим это краткое введение, приведя перевод песни Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Наша Парампара», которая описывает основных ачарьев в нашей цепи ученической преемственности.

«На заре творения Верховный Господь Шри Кришна передал науку преданного служения четырехголовому Брахме. От Брахмы это божественное знание перешло к Деварши Нараде. Учеником Деварши Нарады стал великий мудрец Кришна Двайпаяна Вьяса, которому было получено составить все ведические писания. В тринадцатом веке Вьясадеву посетил в Бадарикашраме Шрипада Мадхвачарья, основатель ведантистской школы шуддха-двайты, который хотел узнать от него философию Веданты. Мадхвачарья называет себя слугой Кришны Двайпаяны Вьясы. Пурнапрагья Тиртха (Мадхва) – гуру и единственное прибежище Падманабхи Тиртхи.

Нрихари Тиртха и Мадхава Тиртха – два других ближайших ученика Мадхвы. Мадхава Тиртха принял в ученики великого парамахамсу Акшобхью Тиртху. Ближайшим учеником Акшобхьи Тиртхи был Джаятиртха. Джаятиртха служил своему ученику Гьянасиндху.

От Гьянасиндху знание искусства преданного служения получил Даянидхи, чьим слугой был Видьянадхи (Видьядхираджа Тиртха). Учеником Видьядхираджи Тиртхи стал Раджендра Тиртха. Слугой Раджендры Тиртхи был Джаядхарма, или Виджаядхваджа Тиртха. Таков порядок этой цепи ученической преемственности.

Великий санньяси Шри Пурушоттама Тиртха обрел знание, служа своему гуру Виджаядхвадже Тиртхе (Джаядхарме). Ближайшим учеником Пурушоттамы Тиртхи был Субрахманья Тиртха. Его слугой был великий Вьясатиртха (Вьяса Рая). Слугой Вьясатиртхи был Лакшмипати Тиртха, учеником которого стал Мадхавендра Пури Госвами.

Ближайшим учеником Мадхавендры Пури был Ишвара Пури, а двумя его другими учениками – прославленные воплощения Бога, Шри Нитьянанда и Адвайта Ачарья. Господь Чайтанья Махапрабху, духовный наставник всех миров, также принял Ишвару Пури Своим духовным учителем, оказав ему тем самым великую милость.

Господь Чайтанья Махапрабху неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, Он – жизнь вайшнавов, следующих по стопам Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодара Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами доставляли огромную радость Вишвамбхаре (Господу Чайтанье).

Рупе Госвами стали очень дороги великие души Джива Госвами и Рагхунатха дас Госвами. Джива Госвами был учеником Рупы Госвами, а Рагхунатху даса Госвами, бывшего учеником Ядунанданы Ачарьи, ученика Адвайты Ачарьи, Рупа и Санатана считали своим третьим братом. Любимым учеником Рагхунатхи даса Госвами был Кришнадас Кавирадж Госвами. Кришнадас Кавирадж был близким другом Локанатхи Госвами. Они жили вместе во Вриндаване и постоянно беседовали о Кришне. У Локанатхи Госвами, ученика Гададхары Пандита, был всего один ученик – Нароттама дас. Нароттама дас был всегда поглощен служением своему гуру и его близкому другу. Поэтому он стал очень дорог Кришнадасу Кавираджу Госвами. Служить стопам Нароттамы даса Тхакура – единственное, к чему стремился Вишванатха Чакраварти Тхакур, четвертый ачарья в цепи ученической преемственности, идущей от Нароттамы даса.

Вишванатха Чакраварти Тхакур был шикша-гуру Баладевы Видьябхушаны, которому он разъяснил наставления, содержащиеся в «Шримад Бхагаватам». За Шри Баладевой Видьябхушаной следует Джаганнатха дас Бабаджи, выдающийся ачарья и любимый шикша-гуру Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Близким другом и спутником Бхактивиноды Тхакура был знаменитый маха-бхагавата Шри Гауракишора дас Бабаджи, единственной радостью которого была хари-бхаджана.

Все эти великие святые вайшнавы являются парамахамсами, преданными высочайшего уровня, и все они принадлежат к духовной семье Самого Господа Гауранги. Их святые стопы – единственное прибежище для меня, занимающего самое низкое положение и не проявляющего никакого интереса к преданному служению, бедного триданди-санньяси по имени Шри Бхактисиддханта Сарасвати

Автор этой песни, Шри Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, поместил свое имя в самом конце, как принято среди поэтов-вайшнавов. Чтобы прославить Шри Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура и его любимого ученика Шри А.Ч.Бхактиведанту Свами Прабхупаду – духовных учителей в цепи наставнической преемственности, восходящей к Господу Чайтаньядеве, – к этой песне был добавлен еще один стих.

Прославленный Шри Варшабханави-дайита дас всегда поглощен служением своему духовному учителю Шриле Гауракишоре дасу Бабаджи. Его учеником является выдающийся проповедник Шри А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, который, будучи воплощением милости и сострадания ко всем падшим душам, проповедует послание Господа Чайтаньи по всему миру.

Задание 67. Каковы две цели изучения истории нашей сампрадайи?

§ 1.1 Предыстория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: