Из данного определения следуют следующие выводы

Во-первых, землеустройство носит не только субъективный (государственный), но и объективный характер. След-но, оно находится под влиянием объективных законом развития природы и общества.

Во-вторых, как известно, любой процесс представляет собой последовательную смену явлений. Поэтому землеустройство не может быть одноразовым или статическим, оно находится в постоянном развитии.

В-третьих, землеустройство заключается в организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей. Такая организация представляет собой соц-эконом явление, которое может изучаться с различных сторон, а так же регулироваться путем целенаправленной деятельности людей, их воздействия на сложившуюся организацию территории. Следовательно, землеустройство может рассматриваться как составная часть хозяйственного механизма.

С этой точки зрения землеустройство – это система инженерно-технических, экономических, правовых, экологических действий и мероприятий по регулированию землепользования на территории государства.

В ходе исторического развития, оставаясь все время практической сферой деятельности, землеустройство вместе с тем превратилось и в самостоятельную научную дисциплину. В этом смысле его можно рассматривать как систематизированное знание об организации рационального использования и охраны земель.

Наконец, в ФЗ «О землеустройстве» дано след. опред.: «Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юр лицами зем участков для осуществления сх производства, а так же по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихоз.зем-во

Главная цель землеустройства состоит в том, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земель, а также улучшать природные ландшафты и создавать благоприятную экологическую среду. Кроме того, землеустройство ставит перед собой ряд задач, в частности, устанавливать границы не только административных образований, но и территорий, которые подлежат особому природоохранному, рекреационному и заповедному режиму. Одна из наиболее важных задач, которая стоит перед землеустройством – разграничить земельные участки собственников земли, а также физических и юридических лиц, которые являются землепользователями.

Вопрос 27. Принципы землеустройства (обоснование принципов землеустройства)

Принципы землеустройства – это исходные положения, основные правила его проведения, определяющие его направленность, содержание, методы.

Общепризнанными считаются следующие принципы землеустройства.

1. Первоочередное решение природоохранных задач, что требует исключения из рассмотрения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящих ущерб окружающей природной среде. В настоящее время происходит быстрое развитие производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений человека с природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достижение экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обеспечивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользований, в которых территориальные природно-хозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии потребление – восстановление ресурсов, а также соблюдался приоритет природоохранных и экологических критериев, определяющих границы использования земель, над производственными.

Этот принцип требует исключения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящего ущерб природной среде.

2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользований и территориальном размещении производства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность. Здесь накладывается свой отпечаток на характер использования земель с учетом неодинаковых природно – экономических характеристик региона, отдельного района, конкретного хозяйства и даже отдельно обрабатываемого участка. Каждый район, каждое хозяйство и даже каждый рабочий участок характеризуется определенными условиями и свойствами. Необходим обязательный учет природных, экономических, социальных условий.

3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель по категориям земельного фонда, между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных целей, консервации и рекультивации нарушенных земель, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель.

4. Строгое соблюдение требований законодательства (правового регулирования) землевладения и землепользования. Местные органы власти всех уровней в пределах их компетенции от имени государства распоряжаются землей и предоставляют ее в собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств хозяйственных участков на местности должны быть четкими, чтобы обеспечить необходимый порядок использования земли, избежать земельных споров. Землеустройство призвано укреплять земельный строй.

5. Комплексный характер организации территории и производства. Этот принцип определяет необходимость сбалансированности выделяемой земли, ее количественных и качественных характеристик и фондовооруженности, трудообеспеченности, технической оснащенности, других параметров предприятий, а также своевременного и обязательного создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения процесса производства. Так, введение в строй животноводческих ферм и комплексов должно сопровождаться организацией кормовой базы, закладкой орошаемых культурных пастбищ и т.д.

6. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории. Без обоснования землеустроительных решений, сопоставления проектных данных с исходным положением на год землеустройства, выбора наилучшего варианта организации территории и его оценки по системе экологических, экономических и социальных показателей землеустройство не будет эффективным. Именно комплексный учет всех видов эффективности землеустройства позволяет избежать односторонней направленности проектов, ошибок в использовании земли и обеспечить социальную справедливость при принятии землеустроительных решений.

7. Обеспечение стабильности организации территории Стабильность (устойчивость) землевладения и землепользования характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользования рациональны по всем основным параметрам, отсутствуют недостатки и неудобства, вызывающие потребность во внесении изменений. Вместе с тем с течением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффективность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые планы и задачи. В таких случаях земельный участок (массив) совершенствуется путем изменения площади, размещения, внутреннего состава на основе проекта землеустройства.

8. Учет интересов обществ, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей. Развитие общества осуществляется посредством удовлетворения различных интересов (государства, юридических и физических лиц), в частности, в области землепользования, которые нередко противоположны. Землеустроитель должен найти компромисс, в максимальной степени отражающий совокупность этих интересов. Например, между отдельными отраслями народного хозяйства по поводу использования земель могут возникать противоречия, которые должны разрешаться в пользу той отрасли, интересы которой в наибольшей степени отражают интересы общества в целом.

Удовлетворение различных интересов требует соблюдения гласности при проведении землеустроительных мероприятий.

Вопрос 28. Основное содержание землеустройства.

Основными положениями современной концепции землеустройства являются:

· Обоснование его необходимости

· Определение цели, характера и содержания

· Формулировка принципов и задач

· Обоснование видов, форм и особенностей землеустройства

С учетом требований, предъявляемых к землеустройству на современном этапе, и в соответствии со статьями 9-18 Федерального закона «О землеустройстве», землеустройство должно предусматривать выполнение следующих работ:

изучение состояния земель и получение информации о количественном и качественном состоянии земель путем проведения:

а) геодезических и картографических работ;

б) почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;

в) оценки качества земель, в том числе в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;

г) инвентаризации земель; планирование и организация рационального использования земель и их охраны путем проведения работ по:

· разработке предложений по рациональному использованию земель и их охране;

· природно-сельскохозяйственному районированию земель;

· определению земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

· определению земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;

· определению земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации;

Вопрос 29. В чем заключается государственный характер землеустройства.

Государственный характер землеустройства обусловлен следующими причинами:

· государство обеспечивает суверенитет страны в пределах ее внешних границ

· землеустройство основывается на законах, изданных государством, и направлено на их практическое осуществление

· землеустроительные органы, как правило, создаются государством, подконтрольны ему и обязаны проводить государственную земельную политику, даже частные землеустроители лицензируются и контролируются государством

· предоставление и оформление земель собственникам и землепользователям осуществляется органами государственной власти

· государство выделяет бюджетные средства на проведение основной части землеустроительных работ и часто берет на себя инициативу землеустройства

· в ряде случаев государство само является участником землеустройства (напр. При выделении земель в федеральную собственность или устройстве территории этих земель)

Вопрос 30. Виды и формы землеустройства.

Виды землеустройства: 1)межхозяйственное 2) внутрихозяйственное 3) рабочее проектирование

Подробнее в следующих трёх вопросах!

Профессор Сазонов в начала 20-ч годов 20 века давал форме следующее определение: Обычно отдельное землеустроительное мероприятие, которому поставлены конкретные цели.

В 1958 году профессор Удачин С.А. обосновал две формы землеустройства: колхозов и совхозов, в связи с тем, что организация их территории сильно отличалась друг от друга.

Профессор Горохов в 1958 году выделял следующие формы внутрихозяйственного землеустройства: предварительное (упрощенное), частичное, полное, экпериментальное. Эти формы действительно имеют место на практике.

Нужно отметить, что термин «форма землеустройства» пока не имеет точного определения, хотя отказываться от него в условиях многообразия форм хозяйствования было бы нецелесообразно.

Вопрос 31. Содержание межхозяйственного землеустройства

Межхозяйственное землеустройство — основной механизм формирования рационального землевладения и землепользования, наделения землей юридических и физических лиц (предприятий, учреждений, организаций и граждан).

Посредством межхозяйственного землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также межевание земель.

Еще одна задача межхозяйственного землеустройства — образование и упорядочение специальных фондов земель, которые формируются для различных целей (перераспределения, продажи, резервные и т. д.), изымаются у землевладельцев и землепользователей, находятся, как правило, в государственной, муниципальной или коллективной собственности.

Помимо этого при межхозяйственном землеустройстве приходится устанавливать границы различных территориальных зон, определять режим и условия землепользования, ограничения и обременения, отводить земельные участки, а также готовить информацию для земельного налогообложения, купли-продажи земельных участков и включения их в земельный оборот.

Характерной чертой межхозяйственного землеустройства является то, что оно одновременно проводится на территории группы хозяйств, а иногда и на территории целых административных районов и экономических зон. Поэтому в последние годы его все чаще стали называть территориальным землеустройством.

Таким образом, межхозяйственное землеустройство — это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности).

Иными словами, межхозяйственное землеустройство включает:

а) составление проектов образования новых, упорядочения и изменения существующих сельскохозяйственных и несельскохозяйственных землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, а также организации специальных фондов земель и размещения территориальных зон;

б) отвод на основе проектов земельных участков в натуре с оформлением землеустроительных дел;

в) подготовку информации для оформления документов на право собственности на землю или удостоверяющих право землевладения и землепользования.

Вопрос 32. Содержание внутрихозяйственного землеустройства.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории конкретных сельскохозяйственных предприятий (только сельскохозяйственных организаций) различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, госхозов и т. д.), крестьянских (фермерских) и иных хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Осуществляется после того, как проработаны и решены в экономическом, экологическом, правовом и техническом отношениях все вопросы организации землепользования (землевладения), то есть после завершения межхозяйственного землеустройства и выдачи землевладельцу (землепользователю) необходимых документов на право собственности на землю, аренду и т.д.

При внутрихозяйственном землеустройстве решаются следующие вопросы:

- определяются перспективы развития населенных пунктов, производственных центров, объектов производственной и социальной инфраструктуры хозяйств, уточняется их организационно - производственная структура;

- распределяются земли между внутрихозяйственными производственными подразделениями, решается вопрос об использовании земельных долей, размещаются земельные массивы и устанавливаются границы внутрихозяйственных производственных подразделений и центров;

- устанавливается экономически и экологически сбалансированный состав земельных угодий, выявляются неиспользуемые и нерационально используемые земли и разрабатываются предложения по улучшению их использования в хозяйстве и его производственных подразделениях;

- уточняются границы и проектируется система использования территорий с особым природоохранным, рекреационным или заповедным режимом;

- выделяются агроэкологически однородные земельные участки, по каждому из них проектируется система использования, охраны и расширенного воспроизводства плодородия почв в процессе сельскохозяйственного производства, устанавливаются обязательные для землевладельцев и землепользователей нормативы и требования по использованию земель;

- разрабатываются мелиоративные, противоэрозионные и природоохранные мероприятия, требующие капитальных вложений, определяются приоритетные направления, объемы, стоимость, экологическая и экономическая эффективность и очередность осуществления мероприятий;

- размещаются многолетние насаждения, проектируется система севооборотов, сенокосо-, пастбищеоборотов и производится устройство их территории;

- разрабатывается система земельно-оценочных нормативов, необходимых для дифференциации размеров земельного налога и арендной платы за землю, внутрихозяйственного расчета, планирования и решения других задач с учетом площади, качества и местоположения каждого земельного участка.

Таким образом, внутрихозяйственное землеустройствоэто комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, осуществляемый на основе проекта.

В практике проектирования сложилась определенная система решения задач внутрихозяйственного землеустройства. Она состоит из ряда взаимосвязанных частей и элементов, которые в совокупности позволяют организовать рациональное использование земли на сельскохозяйственном предприятии. В соответствии с этой системой проект внутрихозяйственного землеустройства состоит из семи следующих частей.

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. К хозяйственным центрам относятся населенные пункты вместе с рядом расположенными животноводческими фермами и хозяйственными дворами, имеющими определенное производственное назначение. Хозяйственный центр может быть усадьбой крестьянского хозяйства, центральной усадьбой предприятия или центром его производственного подразделения.

Производственные подразделения — это бригады, производственные участки, отделения, внутрихозяйственные кооперативы, участки арендаторов, лиц, объединивших свои земельные доли, подрядных подразделений и т.д.; их земельные массивы имеют определенные площади и границы. Участки, на которых расположены животноводческие фермы, хозяйственные дворы, перерабатывающие и иные цехи, называют производственным центром хозяйства.

2. Размещение внутрихозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и других общехозяйственных инженерных сооружений и объектов общехозяйственного назначения. К магистральным внутрихозяйственным относятся дороги, соединяющие центральные усадьбы с производственными подразделениями и другими населенными пунктами, автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными станциями, а также соединяющие подразделения между собой.

Инженерные сооружения — это общехозяйственные объекты инженерного оборудования территории: мелиоративные, агролесомелиоративные, водохозяйственные, противоэрозионные, площадки для обслуживания автомобилей и т. д.

3. Организация угодий и севооборотов предполагает установление состава и соотношения (структуры) угодий, режима и условий их использования; обоснование трансформации, улучшения и размещения угодий; организацию системы севооборотов (определение типов, видов, числа, размеров и размещения севооборотов и внесевооборотных участков).

4. Устройство территории севооборотов включает проектирование размещения полезащитных лесных полос, полевых дорог, полевых станов, источников полевого водоснабжения.

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений заключается в размещении пород и сортов многолетних насаждений, кварталов, бригадных участков, клеток, дорог, защитных лесных насаждений, подсобных хозяйственных центров, водных источников, плодовых и виноградных питомников.

6. Устройство территории пастбищ состоит в проектировании закрепления пастбищ за животноводческими фермами, организации пастбищеоборотов, размещении гуртовых и отарных участков, загонов очередного стравливания, летних лагерей, водных источников и водопойных пунктов, скотопрогонов.

7. Устройство территории сенокосов — в этой части проекта осуществляется организация сенокосов, производится размещение сенокосооборотных и бригадных участков, полевых станов, дорог, водных источников.

Содержание проекта для конкретного сельскохозяйственного предприятия зависит, с одной стороны, от его организационно-производственной структуры, с другой – от зоны расположения хозяйства, природных условий, количества и качества земли.

Вопрос 33. Содержание рабочего проекта.

Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комплекс инженерно-технических, экономических и правовых решений и сметно-финансовых расчетов, направленных на осуществление конкретных мероприятий по освоению, улучшению и охране земель, устройству территории сельскохозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений.

В результате их осуществления землеустраивается конкретный земельный участок землевладельца (землепользователя), например, создается участок культурных орошаемых пастбищ, закладывается сад, строится пруд, вовлекается в пашню заболоченный участок и т. д. В связи с ограниченным характером инвестиций капиталоемкие объекты (земельные участки) обустраиваются не сразу, а постепенно в зависимости от наличия денежно-материальных средств и трудовых ресурсов.

Участковое землеустройство проводится в случаях, когда имеется необходимость осуществить на земельных участках:

- трансформацию и коренное улучшение сельскохозяйственных угодий;

- комплекс противоэрозионных мероприятий;

- посадку и реконструкцию многолетних насаждений;

- рекультивацию нарушенных земель;

- создание культурных пастбищ;

- орошение и мелиоративное улучшение переувлажненных земель;

- строительство и реконструкцию внутрихозяйственных дорог, лесополос, прудов.

Основными задачами участкового землеустройства являются:

- уточнение места расположения, границ и площади земельных участков, подлежащих обустройству;

- установление наиболее экономичных и экологически безопасных технологий выполнения мелиоративных и других строительных работ;

- уточнение порядка, условий и режима использования и охраны земель после землеустройства;

- разработка проекта устройства территории участка;

- определение объемов, сметной стоимости, очередности организации работ, потребности в строительных материалах, машинах, механизмах и рабочей силе.

Рабочие проекты, связанные с использованием и охраной земли, являются локальными, так как составляются не на все землевладение (землепользование), а на отдельные земельные участки.

Вопрос 34. Что является объектом землеустройства.

Ряд авторов считали, что объектом землеустройства является земля как таковая, или земля как средство производства, или земля как объект социально-экономических связей.

Другие в качестве объекта землеустройства называли людей. Эта точка зрения позже трансформировалась, и объектом землеустройства стали считать общественные отношения по распределению и перераспределению национализированной земли между отдельными землепользователями и отраслями народного хозяйства

Профессор В. Н. Хлыстун считал, что «объектом землеустройства является земельный фонд страны и отдельных землепользователей, а также весь комплекс производственных отношений, возникающих в сфере использования земель, подвергающихся изменениям в процессе осуществления землеустройства».

Следующая позиция ученых заключалась в том, что объектами землеустройства являются формы использования земли или же непосредственно сама территория.

Анализируя позиции ученых, можно сделать следующие выводы. Не совсем верно считать объектом, а тем более предметом изучения землеустройства саму землю, так как различные свойства земли исследуют другие науки. Например, естественные свойства земли изучают почвоведение, геодезия, геоботаника и др.

На землю можно воздействовать и как на тело, обладающее физическими и химическими свойствами, в этом случае она может быть объектом мелиорации или земледелия и изучаться этими дисциплинами.

При землеустройстве производственные свойства земли могут не меняться, а территориальные (пространственные) ее качества затрагиваются существенно (форма, местоположение, конфигурация и т. д.).

Люди или общественные отношения также могут выступать объектом землеустройства лишь косвенно. Как известно, в первую очередь при землеустройстве затрагиваются земельные отношения. Однако регулируются эти отношения прежде всего правовыми нормами (земельным, гражданским, природоохранным правом) или с помощью экономического механизма (ценами, налогами и др.).

Не могут выступать объектом землеустройства в чистом виде землевладения (землепользования), отдельные участки земли или угодья, так как их нельзя рассматривать в отрыве от конкретного хозяйства, отрасли или сферы деятельности.

Современный подход к установлению объекта землеустройства несколько изменился, однако и сейчас у ученых нет единого мнения по этому вопросу.

В Законе РФ «О землеустройстве» (2001 г.) под объектами землеустройства понимают территории субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Это отчасти верно, если в качестве классификационного признака взять вид землеустройства, хотя и тогда из состава объектов будет исключена территория самой Российской Федерации (ее земельный фонд), а также землевладения и землепользования, складывающиеся из нескольких земельных участков.

Любому землевладению, землепользованию или их системам на момент землеустройства свойственна своя организация территории в виде соответствующего состава, структуры и площадей земельных угодий, границ, производственных подразделений и хозяйственных центров, севооборотов, полей, рабочих участков, мелиоративных сетей, дорог и т.д. Эта организация представляет собой определенное социально-экономическое явление, которое может изучаться, трансформироваться и регулироваться. В ходе землеустройства осуществляется переход к новой организации территории, то есть землеустройство представляет собой динамичный социально-экономический процесс, объектом которого является территория, а предметом научного познания — закономерности ее организации.

В связи с этим классификация объектов землеустройства может осуществляться по следующим признакам:

- вид землеустройства;

- уровень административно-территориального и хозяйственного деления;

- направленность организации территории.

Вопрос 35. Основные задачи землеустройства.

Главные задачи землеустройства были определены Основными положениями землеустройства в СССР, утвержденными Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам 30 января 1991 г. К ним были отнесены следующие задачи:

-формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;

- создание равных условий для развития всех форм землевладения

- разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, предоставленных во владение, пользование и аренду;

- подготовка информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель;

- обеспечение бесспорности обозначения на местности границ административно-территориальных образований и территорий с особым правовым режимом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов;

- обоснование приоритетных направлений и перспектив мелиорации, природоохранного обустройства земель и формирование соответствующей инвестиционной политики;

- создание пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование сельскохозяйственного производства, внедрение прогрессивных форм организации труда, совершенствование состава и размещения земельных угодий, сельскохозяйственных культур, системы севооборотов, сенокосо- и пастбище- оборотов;

- разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, селей, подтопления, иссушения, вторичного засоления и заболачивания, уплотнения и загрязнения промышленными отходами и химическими веществами, опустынивания, зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, по консервации деградированных и предотвращению других негативных явлений.

Основные положения продолжают действовать и в настоящее время при решении землеустроительных вопросов на территории Российской Федерации. В основном выполняются и поставленные в 1991 г. задачи. Однако земельные преобразования, осуществленные в нашей стране в 1991—2000 гг., выдвинули на первый план новые проблемы и поставили перед землеустройством новые задачи.

Назовем основные из них:

- реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного перераспределения земель по формам собственности и субъектам права на землю, создания специальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечения социальной справедливости земельных преобразований и гарантий конституционных прав на землю;

- осуществление мероприятий по определению перспектив использования и охраны земель, организации рационального использования всех категорий земель независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, частном), обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах;

- проектирование и закрепление границ административно-территориальных образований, территорий с особыми правовым, природоохранным, рекреационным и заповедным режимами, закрепление черты городов и других поселений;

- образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);

- подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

- получение информации о количественном и качественном состоянии земель, их использовании и оценке, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными

- разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращению других негативных явлений в состоянии земель;

-проведение внутрихозяйственной организации территории землевладений и землепользований с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства

Вопрос 36. Землеустроительные органы РФ

Государственные землеустроительные органы (службы) — это система федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также подведомственных или федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, обеспечивающих выполнение всего объема землеустроительных, земельно-кадастровых, земельно-оценочных, съемочных и изыскательских работ, контроль за использованием и охраной земель (включая мониторинг земель), а также организацию работ по планированию и прогнозированию использования земель и их охране, разработке государственных и региональных программ, связанных с использованием и охраной земель.

В их составе землеустроительная служба, проектные и научно-исследовательские институты по землеустройству и их филиалы (предприятия), научные, информационные и другие учреждения.

Землеустроительная служба — это административно-управленческая структура землеустройства. Ее возглавляет федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. На 1 сентября 2001 г. таким органом являлась Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр).

Непосредственное проведение проектно-изыскательских работ по землеустройству возложено на подведомственный Росземкадастру Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по земельным ресурсам (РосНИИземпроект), располагающийся в Москве и являющийся головным институтом в области землеустройства.

Кроме того, в системе Росземкадастра действуют Российский институт мониторинга земель и экосистем (РосИМЗ), проводящий работы по мониторингу земель и контролю за состоянием природной среды с использованием методов дистанционного зондирования земли и других современных технологий и технических средств; Федеральный земельно-кадастровый центр (ФКЦ), координирующий научные и методические работы по землеустройству и земельному кадастру и внедряющий в землеустроительное производство автоматизированную систему земельного кадастра. В настоящее время РосИМЗ переходит в состав ФКЦ.

При Росземкадастре действуют также государственное предприятие — центр по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства — Росцентр «Землемер» и Центральный вычислительный центр.

Вопрос 37. Роль земли в других отраслях народного хозяйства.

Земля является пространственным базисом размещения и развития предприятий организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства: обрабатывающей промышленности, добывающей промышленности, сельского хозяйства.

В добывающей промышленности она является ещё и предметом труда, причём ее размещение определяет наличие того или иного полезного ископаемого (железная руда, нефть, газ и др.). Так же земля выступает не только в роли пространственного операционного базиса, но и как своеобразная кладовая, из недр которой извлекаются полезные ископаемые.

В обрабатывающей промышленности — пространственный базис (основа) размещения и развития производстве иного процесса, её размещение зависит от расположения мест добычи сырья, наличия всей инфраструктуры, а также экономической целесообразности. Функционирует лишь как фундамент, как место, на котором совершаются процессы труда, снова как пространственный операционный базис.

В сельскохозяйственном производстве земля является одновременно предметом труда, средством труда и, следовательно, средством производства. Размещение сельскохозяйственного производства зависит в основном от природно-климатических условий (климат, плодородие почв, рельеф.и др.), а также от потребности в продуктах питания и сырья для перерабатывающей промышленности.

В жилищно-коммунальном хозяйстве на застраиваемых под населенные пункты территориях земля служит материальной основой жизни человека, местом размещения его жилища, жилого, культурно-бытового строительства и отдыха. Поэтому здесь важно учитывать строительные, архитектурно-планировочные и ландшафтные условия. Большое значение в этой отрасли имеют также пространственные свойства земли (близость к другим населенным пунктам, к местам производства строительных материалов, источникам водообеспечения, газо- и энергоснабжения и т. п.), а также условия, связанные с возможностью утилизации стоков и твердых отходов.

В транспортном хозяйстве земля выступает в роли материального условия и места размещения производства; ее плодородие не имеет значения. Главное здесь — пространственные условия. Дороги, трубопроводы, линии электропередач с целью экономии средств размешают по кратчайшим расстояниям, учитывая при этом наличие естественных преград (рек, балок, оврагов и т. п.). По возможности под транспортные коммуникации стремятся; занимать минимальные плошали плодородных земель, пригодных для ведения сельского хозяйства

Необходимо иметь в виду, что на земельных массивах, связанных между собой функциональным образом и территориально, земля обычно имеет многоцелевое назначение. Например, в границах крупных городов есть участки, занятые не только жилыми и культурно-бытовыми зданиями и сооружениями, но и инженерными коммуникациями, обрабатывающими промышленными предприятиями, под садово-парковое и сельское хозяйство и т. д. Поэтому земля здесь выступает во всех своих основных функциях.

При определении любого вида производственного использования земли необходимо учитывать качество почвенного покрова.

Вопрос 38. Распределение земельного фонда РФ по угодьям

Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

К сельскохозяйственным угодьям отнесены пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения, к несельскохозяйственным угодьям – земли под водой, включая болота, лесные площади и земли под лесными насаждениями, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).

На 1 января 2010 г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 220,5 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 1489,3 млн. га, или 87,1%.

В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 121,6 млн. га, залежи – 5,0 млн. га, многолетних насаждений – 1,8 млн. га, сенокосов – 24,0 млн. га, пастбищ – 68,1 млн. га (рис. 3.5).

Вопрос 39.Характеристика земельного фонда РФ по формам собственности.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

государственная,

муниципальная,

частная.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

федеральной собственности и

собственности субъектов РФ (субъектной).

Право муниципальной собственности на землю – правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления имеют право предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

право частной собственности физических лиц

право частной собственности юридических лиц.

Вопрос 40. Землеустроительные работы в период 1928-1937
После образования в 1922 Союза Советский Социалистических республик землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства. В этот период важнейшим нормативно правовым документом по землеустройству стали «общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ВЦИК СССР 15 дек 1928г. В инструкции 1928 по производству землеустроительных работ названы две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное. Последнее делилось на 4 группы работ:

1.землеустройство коллективных хозяйств

2.землеустройство групповое

3.землеустройство внутрихозяйственное

4.Землеустройство обособленных хозяйств

Межселенное землеустройство охватывало два или несколько селений и было прообразом современного межхозяйственного землеустройства. Оно включало разграничение земель между смежными землепользованиями и установлением их площадей, в случае необходимости производились перераспределение земель. Этот вид работ обычно осуществлялся по инициативе государства и за счет госбюджета. После завершения межселенного землеустройства и отвода земель пользователям производилась государственная запись землепользования с оформлением документов на отведенные земли для отдельных земельных обществ и хозяйств.

Внутриселенное землепользование производилось с целью упорядочить использование земель внутри земельного общества или хозяйства. Его условно можно разделит на две категории:групповое и индивидуальное(по хозяйствам: коллективным,обособленным и др.) впоследствии групповое внутриселенное землеустройство стало разновидностью межхозяйственного, а индивидуальное внутриселенное землеустройство вошло в состав внутрихозяйственного.

Внутриселенное групповое землеустройство в то время было связано с наличием большого числа крестьянский хозяйств, тяготевших к селам, а также с необходимостью разбивки общинных земель для перехода к многопольному хозяйству и устранения внутриселенный недостатков в использовании земли путем комассации угодий(сведения чересполосных земельных участков в крупные массивы, расположенные по возможности в одном месте)

Внутриселенное индивидуальное землеустройство проводилось с целью приспособления территории для нужд хозяйственного использования и включало:

· действия по разделению площади на угодья,угодий на севооборотные поля,полей эксплуатационные участки.

· Регулирование и распланирование дорожной сети.

· Организация водоснабжения путем устройства прудов,колодцев

· Регулирование водного режима местности,производство мелиоративных работ

· Разделение селитебной площади на кварталы с выделом полос на улицы,переулки,для торговых площадей,земельных насаждений

· Прочие мероприятия,необходимые для приспособления определенной площади для конкретной цели или системы использованиия.

Внутриселенное землеустройство сначала производилось по инициативе самих хозяйств за счет средств, которые они вносили в государственный бюджет по специальной таксе

Начиная с 1928 в период сплошной коллективизации (1928-1932)землеустройство в ссср было направлено в первую очередь на создание землепользований колхозов и совхозов

Во время коллективизации в связи с нехваткой специалистов и необходимостью оперативного проведения работ, землеустройство проводилось упрощенными методами и носило характер землеуказаний. Землеуказания –это простейший вид землеустройства.

Вопрос 41. Советское землеустройство (1954-1990)

В первые послевоенные годы постановлением совета министров ссср «О расширении посевных площадей и повышении урожайности зерновых в восточных районах СССР»(1946) была определена задача увеличения площадей пахотных земель в районах сибири и дальнего востока на 6,5 млн.га.

На февральском-мартовском (1954) Пленуме ЦК КПСС «о дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель»была определена программа нового массового этапа освоения и заселения целинных земель в районах Поволжья,Урала,Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Казахстана.

После пленума развернулось движение за освоение целинных и заледных земель,подъем сельского хозяйства- в 1954-1955 проводились крупные землеустроительные работы

Первоочередными работами по организации новых колхозов и совхозов на целине были:

- Отбор земель пригодных для с/х производства

- Размещение производственных участков и усадебных центров

- Установление границ производственных участков и усадебных центров

- Установление границ производственных подразделений и хозяйственных центров

- Определение типов и видов севооборотов их размещение

- Проектирование магистральной дорожной сети

- Устройство территории севооборотов

В общем объеме землеустроительных работ в это время преобладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство новых совхозов, новым строительством и организацией территории.

К середине 60х годов многие сельскохозяйственные предприятия превратились в крупные по площади хозяйства. Одним из важнейших факторов интенсификации сельского хозяйства является мелиорация. Внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эрозии почв было направлено на противоэрозионную организацию территории с/х предприятий и осуществление комплекса организационно –хозяйственный,агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.

Вопрос 42. Состояние землеустройство на современном этапе.

С начала земельной реформы в России и регулирование земельных отношений,то есть с 1991их землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР,утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991.

В разделе «Землеустроительеное обеспечение земельной реформы» акцент был сделан на составлении схем землеустройства, включающих комплекс топогрофо-геодезических и почвенно–геобатанических изысканий, проведении межхозяйственного землеустройства, инвентаризации и перераспределения земель с целью создания фонда для наделения ими крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечались также разработка и осуществление республиканской и региональных программ защиты земель от деградации, консервация деградированных земель и их восстановление.

На первом этапе земельной реформы(1991-1993)

Основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, организации крестьянских (фермерских) хозяйств,передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, реорганизации колхозов и совхозов и приватизации их земель

На втором этапе земельной реформы (1994-2000) землеустройство было направлено в основном на решение текущих задач,связанных с выдачей документов на право собственности на землю,поддержанием земельного оборота, дальнейшей инвентаризацией земель.

Главными результатами земельной реформы были следующие: ликвидирована монополия государственной собственности на землю, осуществлен переход к многообразным формам земельной собственности, созданы условия для равноправного их развития,проведено перераспределение земли в пользу граждан,всем собственникам выданы соответствующие документы,введено платное землепользование,

Основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность, земли лесного фонда,природоохранные и другие наиболее ценные земли сохранены в госсобственности, выполнены значительные объемы работ по инвентаризации земель.

В структуре земельной службы России сформирована система государственного контроля за использованием и охраной земель.

Вопрос 43. Землеустроительная наука и классификация землеустроительных дисциплин.

В дореволюционный период наука о землеустройстве имела, главным образом, юридическую и техническую направленность. После революции 1917 г. переход в общественную

собственность всех земельных богатств вызвал необходимость новых методов

землеустройства, обеспечивающих использование земли в крупных землепользованиях

колхозов и совхозов.

На первое место встали экономические и социальные задачи.

Была разработана теория и методы социалистического землеустройства.

Землеустройство формировалось в острой борьбе различных теорий, наряду с

правильными, возникали ошибочные и даже вредные. В 1930 году при Московском

институте землеустройства создано научно-исследовательское бюро,

преобразованное в научно-исследовательский институт организации территории.

Были разработаны принципы, содержание и методы землеустройства совхозов и

проведение землеустроительных работ при выдаче Государственных актов на вечное

пользование землёй. В 1940 г. вышел первый учебник для вузов

«Землеустроительное проектирование».

Научные работы были углублены в связи с проведением массового укрепления совхозов и колхозов. Были исследованы теоретические вопросы организации производства укрупнённых хозяйств, особенно межхозяйственного землеустройства, размещение населенных пунктов,

производственных центров, угодий и севооборотов. Освоение целинных и залежных

земель дало новое содержание научным исследованиям. К началу 1990 года система

землеустройства в России сложилась полностью. Было отработано научное,

методическое и организационно-техническое обеспечение землеустроительных работ,

сформировались теория и практика землеустройства. Однако начавшиеся вскоре

крупные земельные преобразования выявили значительные пробелы в теории и

методах землеустройства, в особенности на теории реформируемых сельскохозяйственных предприятий.

До начала 19 в научные исследования в области землемерного дела практичести не проводились.

Первым учебником в области практического земледелия (геометрии,геодезии) в России были «Арифметика»Л.Ф.Магницкого, «геометрия практика с фигурами» «геометрия славенски землемерие» Биркенштейн

Среди исследований по практическому земельному делу в России В 18в особо выделялись работы Д.П.Цицианова «краткое математическое изъяснение землемерия межевого»С.К. Котельникова «молод геодет, или первые основания геодезии» С.И.Назаров «практическая геометрия»

В 19 в. Начались дискуссии об отличиях геометрии и геодезии землемерия и межевания. Практическая геометрия перестала удовлетворять землемеров.

В 1836-1837 выходит из печати книга «геодезия» А.П.Болотова в 20 частях,ей в тот момент не было равной в Европе.

Действительно большой, центральный труд по исследованию межевания был подготовлен сотрудниками межевого управления в 1863. Он состоял из 5 книг под общим названием «материалы для преобразования межевой части в России».

Из научных работ, внесших вклад в становление землеустроительной науки в дореволюционной россии, можно отметить следующие: РжаницынА.А.Руководство по землеустройству и межеванию, Кавелин С.П. межевание и землеустройство, Иверонов И.А. основы землеустроительного дела, Кофод А русское землеустройство, Рудин С.Д. задачи межевания в трудах по преобразованию межевой части.

В 1922г.был создан Государственный научно-исследовательский институт землеустройства и переселения. С середины 20х годов 20в. Центром научных исследований в области землеустройства стал московский межевой институт.

Вопрос 44. Свойства земли и природные условия учитываемые при землеустройстве

Земля в качестве средства производства используется для различных видов деятельности. Способ ее применения определяется свойствами, обусловленные прежде всего природными факторами. Среди многообразных свойств земли как средства производства наибольшее значение для землеустройства имеют те, которые оказывают на сельскохозяйственное или иное производство постоянное влияние, неустранимы искусственными методами, определяют характер организации территории.

Свойства:

Пространство и рельеф – к наиболее существенным для землеустройства пространственным свойствам земли относятся: площади землевладений и землепользований, их конфигурация, протяженность, местоположение и взаимная удаленность. Размер участков пашни, их конфигурация оказывает влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, производительность техники. Многие пространственные свойства земли определяются ее рельефом – совокупностью форм земной поверхности: они воздействуют на способы использования и охраны земель, размещению и организацию сельскохозяйственного производства.для принятия решений при внутрихозяйственном землеустройстве необходима характеристика рельефа: глубина расчленения, крутизна склонов. Значение этих величин определяют размеры и конфигурацию производственных участков, степень дренированности, ее подверженность эрозии. Среди характеристик рельефа особое значение имеет уклон земной поверхности, как главный фактор способствующий водной эрозии, он оказывает ограничивающее воздействие на распаханность с/х угодий и размещение пропашных культур.

Почвенный покров – верхняя биологически активная оболочка земли – почва. Ее важное качество – плодородие, что делает ее пригодной для возделывания растений, и тем самым для использования земли в качестве главного средства с/х производства. Качество почв определяется их физическим, механическим, химическим составом и содержанием гумуса.

Естественный растительный покров. На однородных участках земли складываются определенные совокупности растений, они характеризуются видовым составом, численностью и сочетанием пространственной структурой и динамикой. Факторы природной среды обуславливают закономерное пространственное размещение растительности. В сельском хозяйстве естественная растительность – является источником зеленых и грубых кормов для скота, средством повышения плодородия, накопления органики, ведущим фактором противоэрозионной защиты земель, сдерживающим засоление и загрязнение почв.

Гидрогеологические и гидрографические условия. Гидрогеологические свойства земель зависят от состава, происхождения и динамики подземных вод, при близком залегании грунтовых вод происходит засоление. Сведения о гидрографической сети применяются при организации сельскохозяйственных угодий севооборотов.

Климатические условия. Формирование многих свойств земли зависит от климата, от обеспеченности территории теплом и влагой.

При землеустройстве все эти свойства земли и природные условия учитываются в

целях наилучшей организации использования земли, повышения эффективности

сельскохозяйственного производства, учитываются они в комплексе, то есть

так, чтобы землеустроительное решение, принятое на оснований учёта одного из

них, не противоречило другим.

Свойства земли и природные условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для развития производства. Влияние природных условий велико, но не является абсолютным. Конечный результат зависит в значительной мере и от экономических условий, а также от землеустройства, т.к. именно оно создаёт организационно-территориальную основу для производственного процесса.

Вопрос 45.Государственное регулирование проведения землеустройства

Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

- установление порядка проведения землеустройства;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

- проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

- принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

- установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

- организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;

- разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

- управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Вопрос 46. Землеустроительное проектирование - понятие, цель, задача.

Понятие:

Землеустроительное проектирование как отрасль научного знания (научная дисциплина) — это учение о видах и формах землеустройства, закономерностях организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей. Как сфера практической деятельности — это система знаний о методах, способах и приемах составления, обоснования и осуществления проектов землеустройства.

Цель:

Усложнение землеустроительных действий, особенно их технических и экономических аспектов, потребовало от землеустроителей составления специальных проектов землеустройства, в которых каждое решение по перераспределению и организации использования земель подлежало тщательному анализу, обоснованию и подтверждению соответствующими расчетами, графическими материалами (планами, картами) и чертежами.

Развитие землеустроительного проектного дела привело к появлению специальной отрасли сначала практических, а затем и научных знаний, которые постепенно оформились в новую научную дисциплину.

Землеустроительное проектирование — центральное звено всего землеустройства. Оно является основной стадией землеустроительного процесса и его итогом, так как именно на основе проектов землеустройства осуществляется переход к новым формам землевладения и землепользования, к новой организации территории, к новому порядку в использовании земли. Поэтому не случайно многие специалисты длительное время отождествляли понятия «землеустройство» и «землеустроительное проектирование».

Организация земли как природного тела, как главного средства производства в сельском хозяйстве и объекта социально-экономических связей предполагает решение многих проблем из области почвоведения, биологии, агрономии, технологии, экономики и организации производства, мелиорации, дорожного дела, планировки и строительства и т.д.

Аккумулировать соответствующие знания, сконцентрировать их и применять при землеустройстве можно только в целостном проекте, реализующем конкретный замысел проектировщика, учитывающего все необходимые условия и требования.

Поэтому землеустроительное проектирование — основная и неотъемлемая часть (атрибут) землеустройства, без которого невозможно организовать рациональное использование и охрану земель.

Задачи:

- установление на местности границ административно-территориальных образований;

- составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земли, отвод земельных участков в натуре, подготовка документов, удостоверяющих право собственности на землю и пользования землей;

- разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

- разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;

- обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

- установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

Вопрос 47. Принципы землеустроительного проектирования.

Принципы землеустроительного проектирования:

1. Максимально возможное использование достижений научно-технического прогресса в области техники, технологии и организации проектирования;

2. Строгое соблюдение экологических требований, техническая правильность, юридическая грамотность, и экономическая обоснованность проектных решений;

3. Создание условий для улучшения использования земельных, трудовых и денежно-материальных ресурсов;

4. Комплексное решение проектных задач;

5. Максимально полный учет природных и экономических условий землевладений, землепользований и их систем;

6. Обеспечение экологической, экономической и социальной эффективности проектов землеустройства.

Вопрос 48. Землеустроительное проектирование и его место в системе землеустройства.

Вместе с тем само землеустройство, его цели, задачи и содержание оказывают обратное влияние на землеустроительное проектирование. Поскольку землеустройство является не только государственным мероприятием, но и носит объективный характер, его содержание не является неизменным; со временем на первый план выдвигаются новые цели и задачи. Поэтому состав и содержание проектов землеустройства также претерпевают изменения.

Этапы составления проекта, его рассмотрения, согласования, утверждения и осуществления являются преобладающими как по значимости, так и по трудоемкости. Поэтому можно сказать, что землеустроительное проектирование — основная стадия землеустроительного процесса.

Рис 1 место проектирования в землеустройстве

Вопрос 49. Состав проекта землеустройства.

Состав проекта:

Землеустроительный проект- это совокупность документов (расчетов, чертежей и др) по созданию новых форм организации территории (устройства земли), их экологическому, экономическому, техническому и юридическому обоснованию, обеспечивающих организацию рационального использования и охраны земель.

Проект является важнейшим связующим звеном между наукой и производством, основным средством материализации научных идей проектировщика, где техника, технология и организация внедряются в производства, пройдя сложный путь от идеи проверки производственного испытания до выработки, реализации в конкретных проектах.

Рабочий проект должен содержать еще и сметно-финансовые расчеты для проведения финансовых операций

Проект содержит графическую и текстовую часть.

Графическая: проектный план;

Рабочие чертежи;

<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: