Сущность проведения земельной реформы 1991 г

Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О КФХ». Вместе с новым ЗК, принятым в 1991г, и зак «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: гос, мун, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность. В то же время речь в них шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен мораторий на куплю-продажу, дарение и иные сделки с земельными участками (за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет. На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей — индивидуальных фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения в начале 1991 года Советом Министров РСФСР были приняты соответствующие постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь в размере одного миллиарда рублей (так называемый «силаевский миллиард»). Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и ряд постановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавших последние в установленные сроки принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо о сохранении прежней. однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений.

23 дек. 1992г. Верх.Совет принял Закон РФ «О праве граждан РФ на пол-е в част. соб-ть и на продажу ЗУ-в для ведения ЛПХ и дач-го хоз-ва, сад-ва,ижс»

Основу реформы составляет предоставление гражданам и их коллективам не декларативного, а реального, юр-ки и эконом-и подтвержденного права выбора формы собственности и формы ведения хозяйства. Для этого необходима объективная информация о всех возможных вариантах выбора, определение преимуществ и трудностей каждого из выбранных путей развития. Только на объективной основе каждый сам вправе принять решение, а в его реализации ему призваны по­мочь государственные органы управления.

В соответствии с действующими законами крестьянин может решить, будет ли он продолжать работать в ассоциации, кооперативе или в государственном сельскохозяйственном предприятии, или он выделится и получит землю для ведения самостоятельного товарного хозяйства. Остающиеся в реорга­низованных колхозах и совхозах могут сами определить, какую форму хозяйствования они предпочитают на основе переданных им бесплатно в собственность земли и имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: