Установления на местности границ объектов землеустройства

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О землеустройстве" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 января 2010 г. типы межевых знаков и порядок их установки (закладки).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 20 августа 2009 г. N 688

ПРАВИЛА

^ УСТАНОВЛЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ ГРАНИЦ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Границы объектов землеустройства и (или) отдельные части таких границ, совпадающие с государственной границей Российской Федерации, на местности не устанавливаются.

3. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

4. При установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ (характерные точки, являющиеся общими для границ трех и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или населенных пунктов), а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками (далее - межевые знаки) и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.

5. В случае если объектом землеустройства является территория закрытого административно-территориального образования, при установлении на местности его границы межевыми знаками закрепляются все характерные точки такой границы.

6. Закрепление межевыми знаками характерных точек границ объекта землеустройства, расположенных в границах земельных участков, осуществляется при наличии сервитута, установленного в соответствии с гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.

7. Характерные точки границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

8. Точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории.

9. В случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение 5 рабочих дней с даты выявления данных пересечений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (далее - орган кадастрового учета).

10. Орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, уведомляет о наличии выявленных пересечений соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставившие в орган кадастрового учета сведения о соответствующих объектах землеустройства.

11. Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

В случае если в радиусе 40 метров от характерной точки границ объекта землеустройства, указанной в пункте 6 настоящих Правил, расположены не менее 3 долговременных четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), на каждую такую точку составляется схема расположения межевых знаков (абрис), которая помещается в землеустроительное дело.

12. Один экземпляр землеустроительного дела подлежит передаче в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

ПИСЬМО

от 24 июля 2008 г. N ВК/3232

ОБ ОПИСАНИИ И УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (вступил в силу 17.05.2008, опубликован в "Российской газете" N 4662) Роснедвижимость сообщает.

Указанным Федеральным законом отменено понятие территориального землеустройства и установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом под объектом землеустройства понимается - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Из вышесказанного вытекает, что в рамках проведения землеустройства осуществляются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ:

- субъектов Российской Федерации;

- муниципальных образований;

- населенных пунктов;

- территориальных зон;

- зон с особыми условиями использования территорий.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

До принятия Правительством Российской Федерации соответствующих порядков Роснедвижимость рекомендует принимать во внимание следующее.

1. Описание местоположения границ объектов землеустройства.

1.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства включает следующие этапы:

1) подготовительные работы;

2) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее - карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

3) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

4) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

5) сдачу землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

1.2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.

1.3. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

1.4. Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе (разгруженная топографическая карта (план), ортофотоплан и т.п.), на которой рекомендуется отображать:

1) наименование документа (карта (план) границ соответствующей территории);

2) границы существующего административного деления;

3) границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется;

4) устанавливаемые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек;

5) используемые условные обозначения и численный масштаб;

6) реквизиты согласования и утверждения;

7) сведения об исполнителе работ (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; подпись, печать, дата составления документа).

Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

1.5. Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

- пояснительной записки;

- списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

- списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

По отдельным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами, может дополнительно составляться текстовое описание прохождения границы, которое уточняет ее положение на местности (например, граница от точки 5 до точки 8 проходит по правому берегу реки Серебрянка).

1.6. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

Если положение границ определялось по установленным нормативам (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

1.7. Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответствующем земельном участке.

Координаты поворотных (характерных) точек по остальным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ могут определяться картометрическим или фотограмметрическим методами. Значения среднеквадратических ошибок в определении координат рассчитываются в зависимости от применяемого метода и масштаба картографического материала или материалов дистанционного зондирования.

Если граница территории, например населенного пункта, должна проходить по границе земельного участка, но в кадастре отсутствует описание местоположения границы указанного земельного участка, то при описании местоположения границы соответствующей территории рекомендуется одновременно проводить инвентаризацию земель с целью определения декларативного положения такой границы земельного участка. В дальнейшем по мере проведения кадастровых работ указанные границы территории будут уточнены.

На основании материалов инвентаризации земель рекомендуется на графической части карты (плана) указывать кадастровые номера земельных участков, а в текстовой части приводить перечень земельных участков с указанием их кадастровых номеров и местоположения.

1.8. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов. Рекомендуется в начале тома размещать оглавление (содержание), а на обложке и титульном листе указывать название объекта землеустройства, по которому выполнено описание местоположения его границ, исполнителя работ и место для размещения реквизитов утверждения. Графическая часть может не брошюроваться, а представляться в виде приложения.

1.9. Согласование прохождения устанавливаемых (уточняемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласующие подписи и печати ставятся непосредственно на графической части.

1.10. Карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или органом местного самоуправления рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

1.11. Территориальный орган Роснедвижимости рассматривает карту (план) границ соответствующей территории в порядке, установленном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514.

Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

- пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации, или границы муниципального образования, или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

- отсутствие пояснительной записки;

- отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

- отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

- несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

- границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

1.12. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории, утверждает карту (план) границ соответствующей территории в установленном порядке путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

1.13. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

1.14. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

- копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

- картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

- список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

- текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).

2. Установление на местности границ объектов землеустройства.

2.1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.

По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.

2.2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляется по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.

Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.

Заместитель руководителя

В.С.КИСЛОВ

Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17
"Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Приложение

Правила
установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее - установление границ).

2. Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

3. Установление границ осуществляется:

органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации;

Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водохранилищ, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

4. В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии состатьей 65

Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

5. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253.

6. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

7. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.

8. Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Установления на местности границ административно-территориального района предшествует разработке схемы землеустройства этого образования. Границы района вместе с составом его территории фиксируются в уставе административного района.

Землеустроительный процесс в данном случае предусматривает проведение:

подготовительных работ, составление проекта, его рассмотрение и утверждение, перенесение в натуру, оформление землеустроительных документов.

Степень сложности и трудоемкости работ зависит от затрагиваемой площади, количества землевладений и землепользований, топографических условий местности.

При подготовительных работах устанавливается состав участников, и выявляются их пожелания, изучаются юридические документы, картографические и земельно-учетные материалы, схемы и проекты землеустройства, намечаются пути решения задачи, составляется задание на проектирование. В сложных случаях, когда затрагивается значительное количество предприятий, учреждений и организаций, создается рабочая комиссия из представителей смежных районов. Для решения общих вопросов используется картографическая основа в масштабе 1:50000 (иногда 1:75000, 1:100000). Детальная информация отображается на планах размещенных по обе стороны границы землевладений и землепользований предприятий и хозяйств в масштабе 1: 10000 (реже 1:5000, 1:2000). Особое внимание обращается на качество и хозяйственную пригодность земель, наличие поселений и производственных центров, состояния дорожной и иной связи.

Собранная при камеральной и полевой подготовке информация вносится в специальный акт и на чертеж землеустроительного обследования. При этом оформляется и утверждается также задание на установление границ административного района, которое в основном содержит показатели, характеризующие землевладения и землепользования, в размещении которых вносятся изменения.

В результате составления, рассмотрения и утверждения проекта установления границ административного района оформляются проектный план и пояснительная записка с технико-экономическими расчетами и обоснованиями. Новая граница размещается по элементам гидрографической сети (рекам и ручьям, тальвегам, линиям стока), совмещается с магистральными дорогами, каналами, лесными полосами, учитывает расположение выделов, эколого-хозяйственного районирования. Распределение между районами крупных массивов угодий согласовывается с размещением населенных пунктов и производственных центров, обеспечивая нормальное функционирование предприятий и хозяйств, их производственных подразделений.

При небольших изменениях в положении на местности межрайонных границ перераспределение земель осуществляется за счет обмена земельными участками (равноценного и неравноценного размера), выкупа земель соответствующими предприятиями и хозяйствами. Основанием для кардинальный преобразований при межрайонном распределении земель, укрупнения и разукрупнения административных районов служат решения государственных органов РФ.

Технико-экономические расчеты выполняются для обоснования решений, принятых в проекте установления границ (или его отдельных вариантах). Используется система показателей, включающая продуктивность земель, капитальные вложения, ежегодные затраты, доходность производства, удовлетворение социальных потребностей, уровень экологической безопасности.

Перенесение проекта границ административного района в натуру в техническом отношении равнозначно размещению на местности внешних границ предприятий и хозяйств. В полевых работах участвуют представители всех заинтересованных землевладельцев и землепользователей, ими подписываются протоколы согласования границ. Последние закрепляются межевыми знаками с постановкой их на расстоянии прямой видимости (до 1-2 км). При делении границей контуров угодий пропахиваются борозды. Точность положения межевых знаков обеспечивается их привязкой к пунктам геодезической сети.

Технические документы установления границ вручаются администрациям смежных районов и субъекта Федерации и сдаются на хранение в проектное предприятие. Собственникам и пользователям земли выдаются новые документы, уточняющие их земельные полномочия.

Границы Федеральных округов РФ специально не устанавливаются. Они, как правило, совпадают с границами субъектов Федерации и корректируются (изменяются, уточняются и т.п.) вместе с последними.

Границы РФ, в случае необходимости, уточняются на основе межгосударственных соглашений со странами-соседями и определяются в ходе работ по демаркации и делимитации границ.

Делимитация – определение государственной границы с описанием ее происхождения и нанесением ее на карту в соответствии с заключенным договором.

Демаркация – установление государственных границ на местности.

УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Анализируя практику кадастровой деятельности мы вынуждены констатировать тот факт, что в настоящий момент редкий населенный пункт обладает четко установленными и описанными границами. Однозначно, данный факт создаёт немалые неудобства органам местного самоуправления в решении вопросов предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, администрирования земельного налога, создания и утверждения генерального плана сельского поселения и др.

Четко установить и описать границу населенного пункта и предоставить данные сведения в кадастр объектов недвижимости нам поможет карта (план) объекта землеустройства, каталог координат поворотных точек границы в местной системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, и текстовое описание прохождения границы.

При этом важно руководствоваться рядом требований действующего законодательства – устанавливаемая граница не должна пересекать границы земельных участков и муниципальных образований. В устанавливаемую границу не должны попадать участки государственного лесного и водного фонда. Несомненно, что для того, чтобы правильно установить границы населенных пунктов, необходимо при производстве работ располагать актуальными сведениями государственного кадастра недвижимости, фонда данных землеустройства, водного и лесного кадастров, сведениями архивов муниципальных образований.

Вся изготовленная документация должна пройти процедуру утверждения в составе генерального плана муниципального образования. В соответствии с действующим законодательством границы населенных пунктов утверждаются только путем утверждения (утверждения изменений) генерального плана.

Обращаем ваше внимание на то, что если вашим муниципальным образованием осуществляется разработка генерального плана, то неотъемлемой частью данных работ будет являться установление и описание границ населенных пунктов. В противном случае генеральный план не будет утверждён.

После утверждения карта (план) объекта землеустройства должна быть направлена в фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Каталог координат и текстовое описание должны быть переданы в рамках информационного взаимодействия в государственный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного кадастра недвижимости.

После утверждения генерального плана специалисты организуют передачу изготовленной землеустроительной и градостроительной документации в государственные фонды данных.

В России законодательно не установлена зависимость типологии населённых пунктов от численности населения или застройки, однако главным критерием отличия сельского населённого пункта от городского является то, что большинство экономически активного населения городского поселения не занято в сельском хозяйстве. Поэтому некоторые сёла и посёлки больше городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: