Христианство в пределах России до Х века

Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено ещё во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он поднялся по Днепру до гор, где впоследствии возник Киев, благословил их и предрек, что на них воссияет благодать Божия: «имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути». Но после этого ещё долго мы не видим никаких признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных её пределов, где находились старинные колонии греков и где есть очень древние следы христианства, может быть, действительно относящиеся ко времени святого апостола Андрея. Так, в III веке в низовье Дуная была епархия Скифская, или Томитанская, а в Таврии (Крыму) христиане были уже во дни святого КлиментаРимского, сосланного сюда из Рима в 94 году. В IV веке упоминаются таврические епархии Херсонская и Босфорская, в VIII веке — Сурожская и Фумская. Кроме того, в IV веке были епархии и у готов, живших между Доном и Днестром. Из этих мест семена христианства хотя и могли быть занесены на Русь, но едва ли могли привиться, потому что падали, так сказать, при пути, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в Европу разные азиатские орды.

Более благоприятные условия для евангельской проповеди настали со времени поселения в пределах России оседлых славянских племен. Славяне были издавна близко знакомы с Грецией, куда они ездили для грабежа, торговли и службы в императорских войсках. Есть отрывочные извести и о случаях принятия славянами христианства. В результате этого знакомства такой пример имеем в житии святого Стефана Сурожского (§787). Некий славянский князь Бравалин вскоре после смерти святого напал с дружиной на Сурож, разграбил его и хотел ограбить и мощи святого Стефана, но был поражен чудесной силой и крестился. Также и в житии святого ГеоргияАмастридского передается подобный рассказ о россах, напавших на Амастриду (в Пафлогонии) и хотевших раскопать гроб святого Георгия. Пораженный чудом, совершившемся с воинами, их вождь просил молитв христиан, освободил пленных и заключил с жителями союз. Во второй половине IX века Болгария, Моравия и Паннония услышали проповедь первоучителей и просветителей славянских — святых братьев Мефодия и Константина (в монашестве Кирилла). Значение их служения для славян далеко не исчерпывается тем, что они обратили ко Христу многие славянские народы; чрезвычайно важная их заслуга в том, что они создали славянскую письменность и перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Около того же времени было положено начало Русского государства, которое, по воле Божия Промысла, воспользовалось трудами святых Кирилла и Мефодия более других славянских народов. Княжеская власть стала соединять разрозненные славяно-русские племена в один народ и, таким образом, пролагать путь к будущему всенародному крещению Руси.

Киевские князья Аскольд и Дир первые подпали под влияние православной Византии и подготовили христианству путь на Русь. В 866 году они совершили набег на Царьград. Тогда после усердной молитвы император МихаилIII и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили её в воду. Поднялась буря и стала топить суда руссов, и только немногим из них удалось возвратиться домой. Пораженные чудом князья просили крещения. Посланный в Киев епископ произвел на князей сильное впечатление своей проповедью и особенно чудом, когда он вынул положенное в костёр Евангелие невредимым. Многие руссы тогда же крестились. Вероятно, крестились и князья; по крайней мере, известно, что киевские христиане на могиле Аскольда построили церковь Святителя Николая.

По убиении Аскольда и Дира князем в Киеве стал Олег, переехавший сюда из Новгорода. Он тоже совершил поход на Царьград, осадил этот город, а затем заключил с греками в 911 году выгодный мир. Когда его послы находились в Греции для заключения мира. Их водили по церквям, показывали святыни и наставляли в православной вере. После заключения договора русские ещё чаще стали бывать в Византии для торговли, жили там по несколько месяцев при монастыре св. Маммы и ближе знакомились с Православием. Некоторые даже поступали на службу к императору.

В 944 году преемник Олега, Игорь тоже заключил договор с греками, в этом договоре Русь разделяется уже на крещеную и некрещеную, первая клялась в соблюдении договора при киевской соборной церкви святого Илии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: