Святой Иоанн II, архиепископ Новгородский

Избранный на новгородскую кафедру в 1164 году из белого духовенства и пользовавшийся общим уважением, Иоанн II известен своим замечательным соборным поучением к приходскому духовенству. Оно предложено им в первый год святительства (1165) на епархиальном соборе в неделю Православия и представляет собой первый опыт этого рода учительства древних архипастырей. Поучение это содержит разнообразные, отрывочные наставления и правила, изложенные не систематически, вероятно, в порядке разновременных наблюдений из жизни духовенства и народа. Также в нем обличаются ростовщичество отдельных духовных лиц, участие клира в народных пирищах, пьянство, даются наставления о благоговейном обращении со святынями, о ревностном искоренении язычества, против невенчанных супружеств и прочее.

Из описываемого времени до нас дошло несколько поучений и безымянных авторов. Особенно обращают на себя внимание поучения против остатков язычества. Характерным примером такого поучения является «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (в сборнике «Златая цепь»), в котором облегчаются христиане, живущие двоеверно.

Одним из самых древних жизнеописателей на Руси был Иаков Мних (XI в.), написавши житие святого Владимира, сказание о святых Борисе и Глебе и нравоучительное послание к великому князю Изяславу.

В конце XI — начале XII века Печерский монастырь воспитал знаменитого летописца – отца русской истории — преподобного Нестора. В 17 лет пришел он (1073 г.) к преподобному Феодосию, при игумене Стефане был пострижен и поставлен диаконом, скончался в 1114 году.

Летописи древней Руси, кроме своего исторического значения, всегда имели ещё значение религиозно-назидательное. Летописец искал в событиях нравственный смысл и предлагал свой труд как поучение. Оттого рассказ его постоянно прерывался назидательными размышле-ниями, в которых проводятся обычные мысли современной ему морали. Кроме летописи, преподобный; Нестор написал повествование о святых Борисе и Глебе и житие преподобного Феодосия.

После Иакова и Нестора как жизнеописатель известен ещё святой Симон Владимирский (1215-1226). Он написал большое послание к Поликарпу печерскому, иноку, который, будучи одержим честолюбием, два раза уходил из монастыря для занятия игуменских мест и домогался даже сана епископа. В послании Симон призывал его твердо стоять в монашеских обетах послушания и смирения, не искать высших санов, а главное — не оставлять своего монастыря. При этом Симон описывает славу Киево-Печерской обители, выражает горячую любовь к ней и, чтобы сильнее подействовать на Поликарпа, представляет целые рассказы о святых подвижниках и о некоторых иноках, погубивших души страстями и, наконец, подробно передает историю создания печерской церкви.

Поликарп продолжил труд Симона в своём послании к печерскому архимандриту Акиндину, который просил рассказать его о печерских угодниках. Ссылаясь на устные рассказы Симона, Поликарп написал один-надцать рассказов о печерских святых, о которых не сказано в послании Симона. Из этих посланий Симона и Поликарпа с прибавлением к ним (написанных святым Нестором) житий преподобных Антония, Феодосия и некоторых других подвижников составился Печерский патерик.

Поучительную повесть о своем паломничестве в Иерусалим составил игумен Даниил. Он ходил в.святой город вскоре после первого крестового похода, был там обласкан королем Балдуином, встретил много русских путешественников и в течение 16 месяцев осмотрел все святые места, видел на Пасху чудесное схождение благодатного огня на Гроб Господень, молился о русских князьях, боярах и о своих духовных детях, написал их имена при Гробе Господнем и повесил рядом лампаду от русской земли. Повествование игумена Даниила было излюбленным чтением благочестивых людей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: