Этапы развития римского права

Этапы истории древнеримского права:

1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а) сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм.

2. Середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов Оиз депйит), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами.

3. Разложение рабовладельческой системы и зарождение в ней феодальных отношений (III—V вв. н.э.): постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права, итогом которой было создание свода римского права (Согриз ]ипз сМНз), испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви.

Первоначальным источником права были обычаи. Закон становится источником права со времени издания сборника законов — XII таблиц.

Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому большое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права - преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура — претор по делам перегри-нов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельности. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период принципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты — решения императора; б) мандаты — инструкции; в) декреты — судебные решения; г) рескрипты — ответы императора на юридические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявлялась в трех формах: выработка формул для юридических действий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах.

В монархический период развития древнеримской государственности проводится работа по систематизации римского права. Первоначально она осуществлялась частными лицами. В конце III в. н.э. были составлены два кодекса: Грегориана и Гермогениана. Завершение систематизации римского права произошло при императоре Юстиниане. В VI в. полная систематизация нашла свое выражение в Своде гражданского права (Corpus juris civilis), который состоял из институций (элементарный учебник по римскому праву), дигестов или пандектов (выдержки из произведений видных юристов), кодекса (собрание императорских конституций) и новелл (собрание императорских конституций, принятых в процессе кодификации, а также после ее окончания).

2) Эволюция генеральных штатов. Великий мартовский ордонанс 1357 г. и его отмена.

Причины созыва:

1.Стремление к объединению страны, преодоление феодальной раздробленности.

2. Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий.

Первые собрания сословного представительства – штаты возникли в отдельных провинциях еще в 13в. это были периодически собирающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов. Король получает возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейшей сеньории. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями. Но очень скоро они оказались под контролем короля.

Генеральные штаты, «Великий мартовский ордонанс».

В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (1484) названный Генеральными штатами, обще французское собрание сословий. События последующий десятилетий (столетняя война, крестьянские восстания) превратили его в важнейший орган страны. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: духовенства, дворянства (наиболее знатные графы, герцоги не входили), «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Палаты заседали раздельно, решение выносилось простым большинством. Решение утверждалось всеми палатами, каждая палата имела только один голос. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.

Королевская власть часто добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения. Но были моменты когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения налогов.

В 1357 г. когда страна переживала глубокий пол-кий кризис Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. ГШ имели не только исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было заключать мир и войну, назначали специальных советников короля. ВМО включает 67 статей, начинается он с предисловия, в котором третье сословие перечисляет дурные привычки и призывает их изменить. Далее идут статьи. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение

ВМО был вершиной временного роста правомочий ГШ. Добившись от них согласия на введение налогов, правительство сделало все чтобы ордонанс не действовал. Он просуществовал всего 1,5 года.

В XIV – XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данный ими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Победа в войне привела к усилению королевской власти. С 15в ГШ перестают созываться. Взамен их правительство начинает созывать собрание именитых подданных, но оно имело чисто совещательные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: