Римская республика. Гос. Институты доимператорского Рима

В конце VI века до н. э. последний римский рекс был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской рабовладельческой республики, просуществовавшей около 500 лет.

Главным органом власти был сенат. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, — цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Сенатор должен был происходить из родовитой семьи, быть богат, занимать перед тем какой-нибудь важный пост. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате.

Сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов.

В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий — 6 месяцев.

В ведении сената: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну; мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

По роли сената и его составу римскую республику называют аристократической.

Вплоть до Ш века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной, поэтому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали войны.

Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, многие важные институты народовластия (народные собрания). С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. Право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные (считались галвными) и трибутные. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников — магистратов — республики: консулов, преторов, цензоров и др.

На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Крут деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение — вето — на действия своего коллеги.

Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium» — командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.

Консулы были высшими магистратами республики — дела текущего управления; следили за исполнением законов.

Консулы и преторы несли ответственность перед одной и той же властью — народным собранием.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

2 ). Особенности возникновения государства у франков. Центральные и местные органы управления.

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально- экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое проявление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии.

В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками. Из этих германских племен оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI в. захватить большую часть страны. Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства.

Центральное управление: майордом — первый сановник (начиная с Карла Мартелла — глава государства), дворцовый граф — юридический советник короля, референдарий — управитель его канцелярии и др. Королевской конницей командует «маршал». Строгого разграничения обязанностей, однако, не существует. Королевские чиновники награждались имениями, располагали некоторой частью судебных штрафов. С течением времени они превратили эти имения в феодальную собственность, а названия должностей (граф, виконт) — в почетный наследственный титул. Во главе местной администрации стояли крупные землевладельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. Важную роль играли маркграфы — военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.

Главным направлением развития франкского государства – возникновение и развития феодализма. Важной особенностью было, что формирование феодальных отношений у франков и галло-римлян было не одинаковым. Так как франки вступали в феодальные отношения с разложения первобытно-общинного строя, а римляне с распада рабовладельческого общества. Эти два пути взаимно дополняли друг друга и ускоряли процесс перехода к феодализму. В развитие феодализма прослеживается два основных периода: 1) династия Меровингов (6-7в). 2) династия Каролингов (8 – нач. 9в).

Династия Меровингов:

После смерти Хлодвига начинаются междоусобные войны между его сыновьями, которые оказали влияние на социально-экономическое и государственное развитие страны. Знать стала щедро одаряться землей (это был единственный способ королей закрепить свою власть). Подаренная земля становилась наследственной свободной отчуждаемой собственностью – аллодом. Что привело к оседанию дружинников на землю (это было свойственно для всей Европы, но у франков это носило масштабный характер.). Начинают отбираться земли у крестьян. Обезземельные крестьяне закрепощается с помощью прекария. Существовало два вида прекария: 1) прекарий дата – крестьянину выделяется участок земли в пользование а за это он должен нести в пользу господина повинности (отрабатывать или выплачивать). 2) прекарий облата – сам крестьянин у которого есть земля, но нет возможности сохранить ее экономическое положение дарит землю господину, затем получает ее обратно но в качестве держания с обязанностью выполнять в пользу хозяина повинности. В этот период времени также складывается система патроната (покровительства). Слабые и безземельные крестьяне прибегали к защите сильных. Но иногда даже сильных заставляли становится под покровительство еще более сильных. Отдача себя под покровительство – комендация. Комендация предусматривала:

1) Передачу господину права собственности на землю с последующим ее возращение в виде держания.

2) Установление личной зависимости.

3) Выполнение в пользу патрона повинностей.

В 8в власть короля пошла на ослабление и вскоре он совсем был отстранен от власти. Гос. власть была в руках у знати, захватившие пост майордома. Первоначально майордом управлял королевским дворцом. Но потом его полномочия на столько расширяются что он фактически становится главой гос-ва. Эта должность превратилась в наследственное достояние династии Каролингов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: