Билет №6

1 ) Основные этапы римской государственности. Царский период. Реформы Сервия Тулия

Периодизация В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

• царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

• период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

• период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

• Ромул;

• Нума Помпилий;

• Тулл Гостилий;

• Анк Марций;

• Тарквиний Приск;

• Сервий Туллий;

• Тарквиний Гордый.

2. Общественный и государственный строй в царский период Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

• правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

• правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

• правом на получение от рода помощи и защиты;

• правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3. Реформа Сервия Туллия Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

2) Общинная собственность на землю, ее пережитки во Франкском государстве. Реформа Карла Мартелла

В развитии франкского общества после завоевания франками территории Галлии большую роль играли и римские, и франкские общественные порядки. С одной стороны, франки обеспечили более быстрое уничтожение рабовладельческих пережитков. С другой стороны, влиянию римских общественных порядков надо в значительной мере приписать не только окончательное разложение родовых отношений у франков, но и быстрое исчезновение у них общинной собственности на пахотную землю.Она превратилась уже из наследственного владения в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность (аллод) франкского крестьянина. Cосуществование разных видов собственности продолжалось сравнительно недолго, и общинная форма собственности на пахотную землю, соответствовавшая более низкому уровню производительных сил, уступила место аллоду. Появление земельного аллода у франкского крестьянина имело важнейшее значение. Превращение общинной собственности на пахотную землю в собственность частную, т. е. превращение этой земли в товар, означало, что возникновение и развитие крупного землевладения, связанного уже не только с завоеванием новых территорий и захватом свободных земель, но и с утратой крестьянином права собственности на обрабатываемый им земельный участок, стало вопросом времени.

Реформа Карла Мартелла.Начало правления Карла Мартелла совпало с крупными политическими трудностями. Карл Мартелл силой обстоятельств был вынужден провести важную военную реформу. Старая система ополчения, подкрепляемого дружиной, не соответствовала военным задачам феодального государства. Прогрессировавшее разорение крестьянства привело к упадку и без того невысокого по боевым качествам ополчения.

Карл Мартелл ввел систему раздачи земли на условиях военной службы; такие условные держания — бенефиции изредка давались и ранее. Ныне они стали системой. Бенефиций жаловался на условии выполнения военной службы и, как правило, давался пожизненно. Он возвращался к собственнику, если бенефициал умер или не выполнил свой воинский долг (совершал— измену). Реформа потребовала значительных земельных фондов. Могущественный майордом отнял для проведения реформы часть земель церкви, то есть провел секуляризацию церковных земель.

Цель: стремился укрепить центральную власть. Этой цели должно было служить в первую очередь создание хорошо вооруженного конного войска, находивший в зависимости от главы гос-ва.

Суть реформы:

Был отменен прежний порядок дарения земель в собственность. Вместо этого земли вместе с крестьянами передавались в условное пожизненное держание – бенефиций. Конфискация земель производилась у непокорных магнатов и церквей, и из них раздавались бенефиции. Держатель бенефиция был обязан нести воинскую службу в пользу лица, вручившего землю.

Значение:

1) Закабаление крестьян, пост феодального землевладения.

2) Способствовала временному усилению цен-ной власти.

3) С помощью нового войска было отражено нападение врага.

4) Сломлено сопротивление непокорной власти.

5) Способствовала росту пол-го могущества своих феодалов – иммунитетные права сеньоров – на владение феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность гос. должностных лиц.

3) Образование США. Декларация независимости 1776 г. Американская конфедерация, ее принципы. Статьи конфедерации 1781 г.

Первая английская колония была основана на атлантическом побережье Северной Америки в начале 17в. К середине 18 века в Северной Америке было 13 англ колоний. Важной особенностью соц-экон. развития североамериканских колоний было наличие рабства,получившее распространение в южных колониях. Иной характер приобрела экономика северной группы колоний,так называемой Новой Англии,где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры. Несколько колоний оказавшихся между севером и югом в соц-экон. Плане заняли промежуточное положение. Отличия в развитии северных и южных колоний определялись различным социальным составом господствующих групп населения.

По мере экономического развития колоний возрастали противоречия между колониями и митрополией. Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для англ промышленности и проводило политику сдерживания их промышленного развития. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распростронялось действие права метрополии.

Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против митрополии,- запрет на переселение колонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточение борьбы с контрабандой торговлей, что ущемило интересны всех американских купцов.

В 1774г собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в англ парламенте.

В 1774г в Филадельфии прошел первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Была составлена петиция королю метрополии,где колони просили прекратить притеснения и не давать повода окончательному разрыву с короной.

Результаты первого конгресса: Была издана «Декларация прав и жалоб», которая содержала заявление о правах американских колоний на «жизнь, свободу и собственность», а также выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии.
Было принято решение об объявлении торгового бойкота метрополии. Начиная с 1 декабря 1774 года была запрещена как покупка английских товаров, так и продажа американских товаров англичанам. Это решение было ответом на блокаду Бостона английским флотом (см. Бостонское чаепитие).
Также было принято решение о созыве второго Континентального Конгресса 10 мая 1775 года.

В ответ на это англ правительство начало военные действия. Тогда в 1775 г Второй конгресс, который констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии, главнокомандующим которой дб Вашинтонг. Началась война за независимость, каждая колония объявила себя независимой ресубликой-штатом.

4 июля 1776г Третийконгресс принял Декларацию независимости, которая носила революционный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: