Оформление доски

План-конспект урока

(История Беларуси, 10 класс)

Тема урока: «Общественно-политическая жизнь в конце1920-х – 1930-е гг.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательная – способствовать формированию представлений о политической системе СССР.

Развивающая – развить умения работы с картой, умения характеризовать историческую личность, построения логических схем, выявления предпосылок, сути, основных направлений развития того или иного процесса, определять его итоги, положительные и отрицательные стороны, значение и роль, развитие умения выявления причинно-следственных связей, находить общие и частные черты, развитие логического мышления, умения анализировать, развитие умения самостоятельной работы с текстом учебника, исторического источника, умения схематического изображения материала.

Воспитательная – формирование личностной оценки к данному историческому процессу, воспитание нравственных качеств личности, показать противоречия тоталитарного режима;

Оборудование к уроку: учебник, параграф 15, иллюстрации к нему, вопросы и задания в конце параграфа, рабочие тетради, карточки, атлас.

Оформление доски

14.03.2013 Политическая система ОГПУ Особое совещание «тройки» Репрессии Национал-демократизм «обновленчество» Тема: «Общественно-политическая жизнь в конце1920-х – 1930-е гг.» План
  1. Формирование советской общественно-политической системы
  2. Политические репрессии
  3. Конституция БССР 1937 г.
  4. Конфессиональная политика Советского государства
Н. Гикало Н. Голодед А. Червяков 1932-1933 19 февраля 1937 Д.з. параграф 15, 8-14 повторить, даты, основные понятия.

План урока:

Этап урока Приёмы и методы Время (мин)
1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. 2 мин.
2. Актуализация знаний Постановка вопросов по параграфу 14. 10 мин.
3. Изучение нового материала Рассказ-повествование учителя. 20 мин.
4. Закрепление изученного материала Ответы на вопросы учителя 10 мин.
5. Д/з Параграф 15. 3 мин.

Ход урока:

№ этапа Содержание Приёмы и методы
1. 2. Оргмомент. Проверка домашнего задания Опрос домашнего задания у доски:
  1. Что означают понятия «коллективизация» и «сплошная коллективизация»?
  2. Что такое колхоз?
  3. Каким было отношения различных слоёв крестьянства к коллективизации и колхозам в частности?
  4. Кого принято называть кулаками?
  5. Как в частных случаях определялась принадлежность к кулачеству?
  6. Какие слои населения являлись опорой советской власти при проведении политики коллективизации?
  7. Каким было отношение власти к кулакам?
  8. Перечислите положительные и отрицательные стороны колхозного строительства.
Для работы с карточками: 1. К основным видам кооперации индивидуальных сельских хозяйств относят: А) артель Б) ФЗО В) ТОЗ Г) коммуна Д) ШКМ 2. Цели коллективизации: А) повышение эффективности хозяйствования Б) улучшение благосостояния населения В) коренизация управленческого аппарата Г) перерождение советской бюрократии Д) переселение крестьян на хутора 3. Основная форма кооперирования индивидуальных крестьянских хозяйств: А) колхоз Б) хутор В) толока Г) совхоз 4. Переход к сплошной коллективизации и форсирование её темпов началось в: А) конце 1925 г. Б) 1927 г. В) конце 1922-начале 1923 г. Г) второй половине 1929-начале 1930 г. 5. Соотнесите понятие и его определение: А) кулак 1) найбеднейшая часть крестьянства Б)середняк 2)зажиточное крестьянство, сельская буржуазия В)бедняк 3)часть крестьянства среднего материального достатка 6. К итогам коллективизации можно отнести: А) Высокие темпы индустриализации Б) появление новых отраслей промышленности В) Создание национальных территориальных воинских частей и соединений Г) Рост производства сельскохозяйственной продукции Д) Рост производительности труда Е) Стабильность положения сельского хозяйства 7. Дайте определение понятия «коллективизация». 8. В каком году был разработан курс на проведение коллективизации? 9. Дайте собственную оценку коллективизации сельского хозяйства в БССР (возможно использование памятки на с.170, выполняются ВСЕ задания 2 пункта памятки). Тема: «Общественно-политическая жизнь в конце1920-х – 1930-е гг.» План
  1. Формирование советской общественно-политической системы
  2. Политические репрессии
  3. Конституция БССР 1937 г.
  4. Конфессиональная политика Советского государства
  1. Формирование советской общественно-политической системы
Вспомните, как менялось административно-территориальное деление БССР после революции? Административно-территориальное деление БССР
1921-1924 гг. 1924-1930 1930-е
губерни округа области
уезды районы районы
волости сельсоветы сельсоветы

Что такое политическая система? Какие типы политических систем вы знаете?

Структура государственной власти БССР

ВКП(б)

 
 


КП(б)Б

(Н. Гикало)

       
   
 
 


Законодательная ветвь-

Верховный Совет БССР

исполнительная ветвь-

СНК БССР

(Н. Голодед)

 
 


Исполнительные комитеты (в областях, городах, районах, сельсоветах)

 
 


Судебная ветвь

       
   
 


Советы депутатов

трудящихся Суды внесудебные

учреждения

Верховный суд СССР

Особое «тройки»

совещание

Верховный суд БССР

 
 


Городские суды

 
 


Районные суды

Ознакомьтесь с краткой биографией Н. Голодеда и Н. Гикало. Что у них общего? Какие люди занимали руководящие посты в республике?

Особенности политического режима:

  1. Ввод паспортного режима (кроме колхозников)
  2. Основа общества – партия
  3. Централизация
  4. Административно-директивные методы управления
  5. Снижение активности общественных организаций

Что такое централизация?

Общественные организации:

  1. Комсомол

Представителей какой общественной организации называли комсомольцами? Когда и с какой целью был создан ВЛКСМ? Расшифруйте аббревиатуру.

  1. Профсоюзы

Дайте определение понятия «профсоюз».

Задачи профсоюзов

Начало 20 века 20-е гг. 30-е гг.
Защита прав и свобод человека, трудящегося Защита интересов рабочих в борьбе с нэпманами Регулирование трудовых отношений и зарплаты

Таким образом, в 30-е годы закончилось формирование тоталитарной политической системы в СССР, имевшей свои особенности.

  1. Политические репрессии

Задания для работы по вариантам:

1. Дайте понятие политическим репрессиям, определите их цель и хронологические рамки. Дайте определение понятию «национал-демократизм». Расскажите об основных итогах репрессий.

План ответа:

1. Понятие политических репрессий

2. Цель

3. Хронологические рамки

4. Национал-демократизм

5. Итоги

2.Каковы были причины политических репрессий?

Таким образом, политические репрессии – это меры карательного характера тоталитарного государства, направленные на подавление, наказание граждан, оказывающих активное или пассивное сопротивление власти. Их цель – подавление противников советской власти. В конце 1920-х наиболее распространённой причиной репрессий стало обвинение в национал-демократизме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: