Темы для самостоятельного изучения

Тема 1. Расцвет живописи во Фландрии в 17 веке. Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы живописи. Этапы творчества. Синтез античных, ренессансных, барочных и фольклорных традиций в живописи Рубенса. Эстетические идеалы Рубенса. Особенности колорита и художественных приемов. Историческая, мифологическая, евангельская тематика. Портреты Рубенса. Рисунки Рубенса.

Тема 2. Художники круга Рубенса. Антонис ванн Дейк – блестящий мастер парадных портретов. Этапы творчества. Идеализирующие и романтические тенденции в портретной живописи. Круг моделей, характер образов. Рисунки Ван Дейка. Якоб Иорданс: бытовая и мифологическая картина. Национальные фольклорные традиции, барочные и реалистические черты живописи. Франс Снейдерс – монументальные натюрморты: «мясные», «овощные», «рыбные», «фруктовые» лавки Снейдерса. Жанровая живопись Фландрии: Андриан Броувер, Давид Тенирс Младший.

Тема 3. Особенности исторического развития Испании в 17 веке. Реконкиста и ее влиянии на национальное искусство Испании. 17 век – «золотой век» испанской живописи. Эль Греко: истоки творчества. Идеализм, мистицизм и романтизм живописи. Портреты, алтарные композиции, религиозные картины, Своеобразие творческой манеры. Хусепе Рибера: демократизм художественного идеала. Синтез маньеризма, реализма, барокко в живописи. Исторические портреты, картины на евангельские темы, образы испанских детей. Франсиско Сурбаран: реализм и материализм живописи. картины на темы жизни и быта монастырей, религиозных братств. Образы святых. Натюрморты. Б.Э.Мурильо: алтарные образы, образы детей. Жанровые и религиозные картины. Испанские народные типажи в живописи Мурильо.

Тема 4. Диего Веласкес – великий испанский живописец. Внестилевой характер искусства. Мифологическая, историческая, бытовая картина. Глубокое новаторство в трактовке традиционных тем и жанров живописи, своеобразие индивидуальных художественных приемов. Портреты Веласкеса: эволюция живописного видения. Образы испанского народа в живописи Веласкеса.

Тема 5. Классицизм в официальной придворной живописи Франции 17 века. Шарль Лебрен: монументальная и станковая живопись. Поль Виньяр: мифологическая и историческая живопись. Никола Пуссен – великий французский художник 17 века. Эстетика классицизма в живописи Пуссена. Религиозная, историческая, мифологическая живопись Пуссена. Интерпретация классических мотивов в живописи. «Героические» пейзажи Пуссена. Клод Лоррен – эмоциональное начало в живописи классицизма. Образы Италии Лоррена. Творческий метод и особенности индивидуальной манеры Лоррена.

Тема 6. Барокко в скульптуре Италии 17 века. Лоренцо Бернини – выдающийся скульптор Италии 17 века. Монументальная, декоративная, станковая скульптура Бернини. Фонтанные скульптурные композиции Бернини. Скульптурное убранство собора св.Петра в Риме: надгробия римских пап, кафедра св. Петра, табернакль, конный монумент императора Константина. Реалистические и барочные черты в скульптурных портретах-бюстах.

Тема 7. Развитие реалистического портрета в живописи Голландии 17 века. Франс Хальс – групповые портреты офицеров стрелковых рот. Образы голландского бюргерства. Особенности трактовки личности моделей и своеобразие живописной манеры Хальса. Рембрандт ванн Рейн – великий голландский художник 17 века. Этапы творчества. Портреты: парадные, групповые, камерные. Автопортреты. Позднее творчество Рембрандта как вершина европейской психологической живописи. Евангельская и мифологическая тема. Офорты и рисунки Рембрандта.

Тема 8. Эстетика эпохи Просвещения в живописи Франции второй половины 18 века.»Салон» Дидро. Эстетика Дидро и его борьба против академической живописи. Ж.Б.Шарден – живописец быта третьего сословия. Образы буржуа. Бытовой жанр, портрет, натюрморт в живописи Шардена. Синтез рококо и реализма. Ж.Б.Грез: сентиментализм и манерность, назидательность и тенденциозность в живописи Греза. Жанровые картины: проповедь буржуазных добродетелей. Женские и детские образы Греза, «головки» Греза.

Тема 9. Расцвет архитектуры Франции в 18 веке. Проблемы градостроения и архитектурных ансамблей. Рококо как стиль декоративного убранства интерьеров дворцовых зданий Франции 18 века. Классицизм в архитектуре. Жак Анж Габриэль: Малый Трианон в Версале, площадь Согласия в Париже. Ж.Суффло: церковь св. Женевьевы (Пантеон). Никола Леду: парижские заставы, проекты идеальных городов.

Тема 10. Эпоха Просвещения в Англии. Воспитательная роль искусства. Уильям Хогарт – первый крупный художник-реалист Англии. Обличительный, назидательный характер искусства Хогарта. Темы жизни и быта английской аристократии в живописи Хогарта. Живописные и графические серии. Портреты Хогарта. Теоретический трактат «Линия красоты».

Тема 11. Расцвет венецианской живописи в 18 веке. Развитие видового живописного пейзажа. Архитектурные пейзажи-ведуты Венеции. Реализм архитектурного пейзажа А.Каналетто, М.Мариески, Б.Белотто. Выдающийся мастер пейзажной живописи Венеции – Франческо Гварди. Джованни Пиранези – офортные серии «Римские древности», «Темницы» и др. романтизм и реализм в графике Пиранези.

Тема 12. Испания на рубеже 18-19 веков. Национально-освободительная борьба против Наполеона. Ф.Гойя – великий испанский художник. Живопись: парадный и камерный портрет. Своеобразие живописных приемов. Образы народа, тема борьбы народы против Наполеона. Графика Гойи. Серии офортов «Капричос», «Бедствия войны», «Безумства». Гуманизм и патриотизм Гойи. Позднее творчество Гойи. Рисунки.

Тема 13. Расцвет монументальной живописи Мексики в начале 20 века. «Великая тройка» монументалистов: Х.Ороско, Д.Ривера, Д.Сикейрос. Хосе Ороско: фрески-памфлеты. Героико-драматический характер образов. Субъективно-экспрессивная манера Ороско, сатирические мотивы росписей. Диего Ривера: стилизация доколумбовой живописи Мексики. Стиль исторического повествования. Темы древней исории Мексики и современности в монументальной живописи Риверы. Давид Сикейрос: поиски остросовременного содержания, новых выразительных средств и материалов живописи. Новые принципы синтеза архитектуры и живописи. Оригинальность композиционных средств. Аллегория, символ, фантастика и метафора в росписях Сикейроса.

Тема 14. Национальная романтика и неоклассика в скульптуре Франции начала 20 века. Аристид Майоль: особенности пластической формы. Аллегорические композиции, памятники, портреты. Монументально-декоративная скульптура. Антуан Бурдель: экспрессия, динамика и романтика скульптурных образов. Своеобразие использования классических мотивов. Шарль Деспио – мастер реалистического скульптурного портрета. Детские и женские образы Деспио. Андре Фужерон: социально-обличительная тематика, антивоенный пафос живописи. Жан Эффель: сатирические антифашистские серии. Политическая и бытовая карикатура. Рекламный плакат. Серия «Сотворение мира»: остроумие и оптимизм. Особенности рисовальной манеры Эффеля.

Тема 15. Париж начала 20 века – интернациональный центр ультрасовременных направлений в искусстве Европы, родина многих авангардных направлений, экспериментальная лаборатория модернистской живописи и скульптуры. Фовизм как одно из первых модернистских направлений в живописи 20 века. Эстетика фовизма, жанровая структура, особенности живописи. Кубизм: основные принципы формообразования, эстетическая программа, разновидности кубизма. Примитивизм: основные линии развития Творчество художников-самоучек. Анри Руссо. Дадаизм и сюрреализм как наиболее иррациональные направления модернизма.

Тема 16. Экономический и культурный подъем в США в начале 20 века. Оживление художественной жизни. Расцвет реалистической живописи. Р.Генри: художник, теоретик, педагог. Трактат «Дух искусства» Р.Генри. Портрет, пейзаж, бытовая картина Генри. Школа Р.Генри: художники «Восьмерки». Образ Америки в живописи учеников Р.Генри. Реалистическая живопись Уайетов. Рокуэл Кент – прогрессивный американский художник-гуманист. Живописные серии «Труженики моря», «В суровом краю». Романтическая стилистика живописи Кента. Графика Р.Кента: рисунки, плакаты, политические карикатуры, книжные иллюстрации. Антон Рефрежье: антивоенный гражданский пафос живописи. Станковая живопись и графика, плакат. Монументальная живопись: росписи здания почтамта в Сан-Франциско.

Тема 17. Модернистские направления в искусстве США второй половины 20 века. Абстракционизм: «бесформенная живопись» (Уолс), «абстрактная каллиграфия» (Гартунг), «живопись действия» (Дж.Поллок). Поп-арт как зеркало американской действительности. «Отцы» поп-арта: Р.Раушенберг, Дж.Джонс. Оп-арт – связь с эстетикой абстракционизма. Эффекты света и цвета в оп-арте. В.Вазарелли. Кинетическое искусство: взаимодействие с поп-артом и оп-артом. Жан Тингели. Сюрреализм: американский период творчества С.Дали. С.Дали – создатель хрестоматийной стилевой формы сюрреализма. «Критически-параноидальный» метод Дали. Трактаты и манифесты Дали.

Тема 18. Рост городов и народонаселения в Европе 20 века. Проблемы градостроения как наиважнейшие в архитектуре 20 века. Типизация и стандартизация строительства. Функционализм и конструктивизм как наиболее прогрессивные направления в архитектуре 20 века. Эстетика техницизма. Направления в архитектуре: урбанизация и дезурбанизация. Урбанизация (Ле Корбюзье, Мис ванн дер Роэ). Дезурбанизация (Ф.Райт, О.Нимейер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: