Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В курсе "История русской литературной критики ХIХ века"

Основной задачей нормативного курса является анализ закономерностей развития русской литературной критики XIX века, осознание значения литературно-критической мысли в России в соотнесении с философскими и эстетическими исканиями времени, необходимость показать специфику критики, которая неразрывно связана с историей и теорией литературы, журналистикой, но не растворяется в них. Безусловно, необходимо определить основные подходы к пониманию литературно-критической деятельности и ее особенностей. Поэтому в лекционном курсе реализуются (сочетаются) два подхода: хронологический (период в истории критики) и методологический (смена критических методов в отечественном литературно-критическом процессе), в монографическом плане представлена тема "Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского" как узловая в осмыслении проблемы преемственности в развитии критики XIX в. (Белинский и предшественники, Белинский и значение его наследия для последующих этапов критики). На семинарских занятиях конкретизируются и уточняются представления о критических методах (направлениях) и их оригинальном индивидуальном проявлении в деятельности русских критиков. К сожалению, такой путь изучения русской литературно-критической мысли не учитывает характер эволюции некоторых ее представителей (к примеру, И. В. Киреевского, Д. И. Писарева и др.). Разумеется, в современных условиях возрастает значение самостоятельной подготовки студентов по данной дисциплине, что обусловлено вышеназванными задачами курса и его значением в становлении филолога-преподавателя.

Бесспорно, при самостоятельной подготовке обязательным является знание источников (перечень представлен в программе). Однако, как показывает практика, часто у студента возникает иллюзия знания при работе над той или иной статьей, что связано с обращением к ней в школьном или вузовском историко-литературном курсе. Преодолеть это недопонимание специфики критики и привить навыки анализа литературно-критических статей помогает выполнение письменной работы по курсу. Студентам предлагается осмыслить выбранную статью в следующей логике: 1) восстановить конкретно-исторический контекст (время создания, в каком журнале опубликована, его ориентация, какие события общественной и литературной жизни отразились в данной статье, какое место они занимает в наследии критика); 2) выявить цель и задачи, поставленные критиком в статье, методологию и логику его анализа, основные концепты статьи (философский, эстетический, историко-литературный), приемы авторской интерпретации текста; 3) рассмотреть мастерство критика (жанр, композиция, формы выражения авторского начала, приемы художественной выразительности). Таким образом, литературно-критическая статья анализируется в единстве содержательно-формальных компонентов, широте контекстных связей.

На наш взгляд, постижение истории русской литературной критики невозможно без изучения образцов писательской критики (в систему семинарских занятий по XIX в. вошла тема "Пушкин-критик"). Понимая теоретические аспекты проблемы, предлагаем на коллоквиуме обсудить творческую индивидуальность писателя-критика ХIХ века (Н. Гоголя, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина и др.). Без сомнения, литературно-критическая позиция автора вырисовывается через универсальную картину социально-культурной жизни эпохи, созданную им, это служит обобщению историко-литературных и эстетических знаний студентов.

Другой темой, включенной в сферу самостоятельной подготовки старшекурсников и вынесенной на обсуждение, является например, тема "Изучение русской критики XIX века в школе". Целесообразность ее объясняется практической направленностью, усилением мотивационной сферы в освоении курса. На данном этапе обучения легче установить соотношение между "вузовским" и "школьным" видением литературной критики классического периода. Как известно, современное школьное литературное образование многопланово и вариативно. Однако при всем многообразии концепций преподавания "литературы" в разных типах школ можно выделить эстетическое и собственно филологическое направления. Это, в свою очередь, предполагает знакомство учащихся с принципами литературно-критической деятельности, так как критика - связующее звено между писателем и читателем. Воспитание эстетически грамотного читателя, вступающего в диалог с автором и его творением, - одна из главных задач школьного литературного образования. Напомним также, что базовый уровень литературного образования предусматривает знание оценок изученных произведений в критике, умение писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение. Студентам предлагается проанализировать базисные программы по литературе для 9, 10 классов по включению литературно-критических материалов, требования к их изучению, составить сопоставительную таблицу. Отмечаем расширение круга литературно-критических работ, представленных в действующих программах как для общеобразовательной, так и для профильных школ. Это помогает акцентировать внимание учащихся на "своеволии" критики в отношении художественного произведения, обусловленном эпохой и идейно-эстетической программой критика, позволяет рассмотреть трактовки классического текста в русской критике, вбирающие и являющие множество распространенных и оригинальных читательских суждений. Кроме того, современные программы предполагают первичное знакомство с писательской критикой (к примеру: Полемика Пушкина с русскими и зарубежными писателями; Достоевский о Пушкине; Достоевский - литературный критик) и направлениями в критике.

Познакомившись с научно-методическими работами известных ученых и практиков, старшекурсники на их основе формулируют актуальные проблемы изучения русской литературной критики XIX века в школе.

Завершается самостоятельная подготовка студентов по данному курсу составлением указателя "Классическое произведение отечественной литературы (по выбору) в русской критике XIX и ХХ века", что дает возможность систематизировать полученные знания о направлениях, творческих индивидуальностях, конкретных истолкованиях и оценках значимых художественных явлений.

Таким образом, вся система самостоятельной работы направлена на "постижение предмета литературной критики", ведет "к пониманию его своеобразия, отличного от литературы и литературной науки" (В.Е. Хализев), места в цикле филологических дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: