Предпосылки зарождения и развития профессионализации музыкального искусства в традициях русской инструментальной музыки

Ученые различных специальностей – языковеды, фольклористы, историки – уже давно пришли к единому мнению: русская ветвь восточных славян лучше других сохранила праславянские корни в языке, в устном музыкально-поэтическом творчестве, в обычаях и других проявлениях духовной и материальной культуры народа. В области инструментальной музыки это подтверждается, в частности, наличием у русских в современной инструментально-музыкальной культуре таких “рудиментарных” инструментов древнейшей конструкции, как травяная дудка (обертоновая флейта), как кувиклы (флейта Пана), как двойная свирель (двуствольная флейта) с системой игровых отверстий, в которой зафиксирована квартовая периодичность звукоряда.

Фольклорные традиции русской инструментальной музыки оказались в поле зрения исследователей во второй половине XVIII в. За истекшие столетия накоплен огромный фактический материал: исторический; этнографический; археологический и фольклористический.

Бесписьменная традиция инструментальной музыки относится к эпохе, когда восточные славяне пребывали еще в состоянии общинно-родового строя (V-IX вв. н. э.). Об этом свидетельствуют данные археологии, этнографии, истории, а также памятники устного поэтического творчества. Корни же этой традиции следует искать в процессах, происходивших в славянских племенах еще ранее – во времена праславянской общности - то есть вплоть до I тысячелетия до н. э.

В эпоху общинно-родового строя синкретическое искусство наших предков имело язычески священное, магическое значение. Древние славяне, будучи язычниками, поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы - солнцем, ветром, дождем... В их честь славяне совершали обряды, которые сопровождали песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняли злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха. Музыкальный компонент искусства древних славян был значительным, хотя восприятие самой музыки – еще недостаточно дифференцированным. С древних языческих времен «вещему» певцу-гусельнику народ приписывал владение тайными знаниями, всеведением. Автоматически эта традиция была перенесена и на скоморохов, окончательно закрепившись в результате негативного отношения к ним со стороны церкви, причислявшей скоморошеские забавы к «бесовским» деяниям.

Исключительная музыкальность славянских племен была отмечена византийскими, арабскими и европейскими историками задолго до возникновения государственности у восточных славян. Византийский историк Феофилакт Симокатта пишет о трех славянских послах, захваченных в плен императором Маврикием во время похода на Балканы в 591 году. Послы вместо оружия несли в руках струнные инструменты, названные кифарами. На вопрос, кто они и зачем пришли на греческую землю, пленные ответили: «Мы славяне и живем на самом краю Западного океана (Балтийского моря). Гусли имеем при себе для того, что не обвыкли носиться с оружием … играем на лирах, потому как не умеем играть на трубах. Ибо не зная совсем войны, мусикию почитаем самым лучшим упражнением».

Косвенные сведения о музыке древних славян содержатся и в трудах арабских историков. Путешественники Ибн-Гордаде, Ибн-Даста, Аль-Бекри и Ибн-Фодлан, посетившие славянские земли в IX-X вв., не только обратили внимание на развитость восточнославянского инструментария, но и отметили некоторые специфические отличия его от арабского. Они зафиксировали наличие у славян двух разновидностей струнных инструментов (танбура и уда), духового инструмента мизмара и обратили внимание на необычное количество струн (восемь) на инструменте, которые они отнесли по типу к арабскому уду.

Хотя сведения европейской истории о музыкальной культуре древних славян весьма скупы, они сходятся в одном: славяне любили петь, плясать и играть на музыкальных инструментах. Эпитет «пляшущий» был обычен на Западе при характеристике славян еще в IX веке. Как пишет Константин Багрянородный, славянские музыканты нередко служили при дворе византийских царей.

Приведенные свидетельства арабских и византийских историков относятся по существу к предыстории древнерусской инструментальной музыки. История же ее начинается с возникновения у восточных славян государственности (IX в.) и летописания (XI-XII вв.).

Содержащиеся в восточнославянских летописных источниках общие сведения о древнерусской музыке, в частности инструментальной, значительно более подробны и достоверны, чем у византийских и арабских историков. Прежде всего, обращает на себя внимание необычная насыщенность сведениями о музыке. Так, в самой ранней из сохранившихся русских летописей «Повести временных лет» (XII в.), известной по спискам XVI в., в исторических эпизодах, относящихся к 968, 1015, 1068 и 1074 гг., упоминаются трубы, гусли, сопели, бубны, говорится о скоморохах, о «плясании» и игре на музыкальных инструментах.

Более древний памятник письменности «Житие Феодосия Печерского» (XI в.) содержит фрагмент, представляющий собой подробное, даже детальное описание характера музицирования во времена киевского князя Святослава Ярославича. При посещении княжеских палат Феодосий увидел «многыя играюща пред нимъ. Овы гоусльныя гласы испоушающем. Дроугыя же орьганьныя гласы поющем. И инемь замарьныя пискы гласящем. И тако вьсем играющем и веселящемься. Яко же обычай есть пред князьмь».

Наполненность древнерусских летописей музыкальными сведениями можно считать косвенным свидетельством того, что музыкальное искусство на Руси развилось еще в период до государственного существования племен, вошедших позже в ее состав. К IX веку Русь уже знала исполнителей на музыкальных инструментах, певцов, «плясцов», что позволяет говорить о музыкальности древних славян и отнести эти способности к их предкам.

Весьма разнообразным по составу предстает перед нами в древнерусских летописях восточнославянский инструментарий. Уже простое ознакомление с летописными фрагментами, касающимися музыки, показывает, что восточным славянам были известны музыкальные инструменты трех основных видом: струнные, духовые и ударные. И все же на основе одних только летописей сказать, какие это были инструменты, трудно. Для правильного понимания и истолкования письменных данных на помощь приходят иконографические, этнографические и, главное, археологические данные. Долго наука не располагала подлинными древнерусскими музыкальными инструментами. Но в результате успешных археологических раскопок на территории Древнего Новгорода, было найдено 22 экземпляра гуслей, 7 экземпляров гудков и два экземпляра свирелей, относимых археологами к периоду от Х до XV вв.

Каковы же истоки зарождения музыкально-исполнительской профессионализации? Поскольку языческие ритуально-обрядовые культы сопровождало музыкально-инструментальное ансамблевое исполнительство, музыкальная профессионализация осуществлялась за счет постепенного выделения из среды жрецов определенной категории лиц, для которых музыкальная деятельность становилась «профессиональной».

Еще одним направлением зарождения музыкальной специализации можно рассматривать среду русских воинов. В связи с развитием на Руси ратного дела, в том числе сигнальной военной музыки, и формированием особого ратного инструментария, возникла естественная потребность в музыкантах-профессионалах. Именно в ратном деле инструментальная музыка, как свидетельствуют об этом древнерусские летописные источники, приобретает у восточных славян особую роль. Помимо письменных указаний на этот счет, многие летописи содержат большое количество миниатюр, на которых изображены батальные сцены и музыкальные инструменты, используемые в военных сражениях.

Музыкальные инструменты в древнерусской ратной дружине использовались в трех функциях: сигнальные, шумовые и сопровождающие пение. В сражениях прибегали только к духовым (труба, сурна, рог, посвистель) и ударным инструментам (бубны, набаты, накры). Струнные широко применялись в военном быту певцами-сказителями, вдохновлявшими князей и дружинников на ратные подвиги и прославлявшими героев. Наиболее характерным ратным инструментом была труба - как инструмент, обладающий сильным звуком и пронзительным тембром. Звуками “соборной трубы” подавались сигналы к сбору дружин, к началу боя и его завершению. Сигнальную функцию выполнял также рог. В отличие от труб, рог использовался воинами индивидуально, особенно конными, поскольку размеры и изогнутая форма рога не мешали участвовать в сражении. Ударные инструменты применялись в качестве сигнальных и шумовых для создания совместно с духовыми устрашающего эффекта. Так, сигнал к началу боя или штурму крепости подхватывался нередко всеми имеющимися в наличии инструментами.

Нам не известно, какие сигналы подавались в древнерусском войске, но не исключено, что музыкальные возможности ратных инструментов были невелики. Сам факт широкого применения восточными славянами музыкальных инструментов в военной сфере, получивший в летописях значительное отражение, косвенно свидетельствует об использовании музыкальных инструментов и в повседневном быту. Сравнивая внешний вид современного басового владимирского рожка с дошедшими до нас изображениями старинных русских ратных труб, нетрудно прийти к выводу, что исследователи, сближающие пастушеские рожки с древними боевыми трубами Киевской Руси, не так далеки от истины. Действительно, когда возникала необходимость защищать себя от завоевателей, да и просто в междоусобной борьбе, мирные пастушеские рожки могли мгновенно превращаться в боевые ратные трубы.

Обобщая можно заключить, что предпосылки зарождения профессионализации музыкального искусства складываются по мере становления музыкальной культуры в целом и в процессе развития традиций русской инструментальной музыки и музыкального мастерства исполнителей, а также способов приобретения ими необходимых знаний, умений и навыков. Это проявлялось в повышении роли и значения инструментального музицирования в среде воинов, охотников и скотоводов в процессе развития сигнальной инструментальной музыки.

Вопросы для самоконтроля

1. Как называли исполнителей на музыкальных инструментах?

2. Назовите направления зарождения музыкальной специализации в Древней Руси.

3. Назовите функции использования музыкальных инструментов в древнерусской ратной дружине.

4. Каковы предпосылки зарождения и развития профессионализации музыкального искусства в традициях русской инструментальной музыки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: