Тема 3.3. Богослужебное пение и музыкальная реформа Гвидо Аретинского

Гвидо Аретинский (первая половина XI века) – один из самых знаменитых музыкальных ученых Средневековья. Он оказал огромное влияние на дальнейший ход развития западной музыки и ее теории. В средневековой традиции он внедрял в практику обучения пению всякого рода новации. Благодаря этим новациям обычное время (десять лет), необходимое для разучивания певческого репертуара, сокращалось до двух, а незнакомые песнопения могли петься «с листа».

Методы Гвидо стали применятся в России только во второй половине XVII в., в связи с переходом на новую западноевропейскую систему нотации. Введенная им нотация позволяла ученикам после усвоения нескольких несложных правил достаточно надежно разучивать неизвестные им хоралы «самостоятельно, без учителя», то есть прямо «с нот».

Нотация Гвидо представляет линейную систему – «лестницу», на которую «сажаются» привычные в те времена знаки – невмы. Новое состоит в том, что линиям и промежуткам придаются точные высотные значения. Своеобразными «указателями» этих значений (или ключами) служили помещенные в начале определенные буквы монохорда, или же сами линии окрашивались в определенный цвет как знак этих букв.

Гвидо сформулировал учения о выразительности тематизма, выраженные в его словах о необходимости соответствия музыки и текста: «Характер мелодии должен подражать событиям, так чтобы печальным событиям соответствовали бы мрачные [низкие] мелодические обороты, спокойным – приятные, а счастливым – ликующие и т. п.». Для наглядности при обучении детей нотной грамоте звуки всех гексахордов были закреплены за суставами и кончиками пальцев руки, которая стала именоваться вместе с заключенным в ней звукорядом гвидоновой рукой (хотя в его собственных трактатах нет ни ее изображения, ни упоминания о ней). Развитие системы сольмизации осуществили уже ученики Гвидо Аретинского.

Музыкальная нотация Гвидо решительно закрепляет принцип фиксации музыки, текст которой раздроблен на точки-звуки-буквы. На Руси еще с XV-XVI века доминирует невменный принцип нотации («крюки»), который фиксирует не «букву» музыки, а ее «слово». Знаменитое новшество Гвидо – линейная система нотации. Решительно уйдя от невм, нотация получила возможность новой графической фиксации образа мелодической линии. Важнейшая особенность нотации Гвидо, как и полного звукоряда, для которого она предназначена, состоит в ее октавности. Буквы-символы повторяются через октаву в противоположность структуре традиционного греческого полного звукоряда, который состоял из пяти тетрахордов. Принципиально важно закрепление принципа октавности в структуре звукоряда. Если у греков повторение названий ступеней полного звукоряда шло через кварту, то здесь оно проходит через октаву. Лады, по Гвидо, систематизируются от исходного принципа четырех главных, с греческими числовыми названиями (в латинизированной форме), в зависимости от финалиса, на звуках D, E, F, G, над которым они «восходят на октаву». При изложении восьми ладов Гвидо сам не структурирует их согласно гексахордам и модальным функциям их ступеней, но основы сольмизации заложены именно в его работах.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сущность методов Гвидо Аретинского и их значимость?

2. Когда методы Гвидо Аретинского стали применяться в России, и в связи с чем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: