Роль скоморохов в развитии профессионального исполнительства на Руси

Прежде всего, кто такие скоморохи, каково их происхождение? Скоморохи это яркие представители народного творчества и странствующие актеры, потешавшие народ песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Слово «скоморох» пришло в русские летописи вместе с переводами на древнеславянский язык греческих источников в период с VII по XIII вв. Вплоть до XIII в. русскими летописцами оно широко не употреблялось. Вместо него в письменных источниках употреблялись многочисленные синонимы этого слова, взятые из устной речи: «игрец», «глумец», «плясец», «гудец», «свирец», «сопельник», «смехотворец», «веселый» и др. В последующие столетия понятие «скоморох» входит не только в письменную, но и в устную речь в качестве общего термина, обозначающего человека, умеющего повеселить.

Этмиология слова «скоморох» до настоящего времени имеет самые различные научные версии. Одни исследователи объясняли его глаголом «скомати», что означало производить шум, другие считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Очевидно, что влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. По одной из версий предполагается, что скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского придворного искусства актеров-мимов и первоначально оно входит только в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой.

Возможна и другая версия: искусство скоморохов естественно возникло из потребностей исторического развития самих славянских народов в русле их первобытных представлений и языческих верований еще до образования Киевского государства. Об этом свидетельствует глубокая связь скоморохов с первобытным мышлением и языческой обрядностью славян.

Считается, что скоморохи – “люди захожие” и со времен Киевской Руси хорошо прижились в народе. Понятие “скоморох” является родовым, начиная с самых ранних исторических документов. Оно обозначает не какую-то одну, а ряд увеселительных профессий: музыканты, игрецы, плясцы, песенники, фокусники, акробаты, кукольники, медведчики и разные шуты. Скоморохи-игрецы, в свою очередь, также разделялись на конкретные музыкальные “специальности”. Новгородские писцовые книги, наряду с общим наименованием “веселые” и “скоморохи”, упоминают гусельников, домрачеев, гудошников и рожечников. Эти «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе. Скоморохи явились инициаторами песен и плясок на “жальниках”, то есть на кладбищах. Нет сомнения, что скоморохи осмеливались являться на грустные жальники по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми. По той же старой памяти народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми. Возможно, что участие скоморохов в свадебных поездах до церкви основывалось также на древних языческих представлениях.

Однако откуда бы ни пришло в Россию искусство скоморохов, - с юга, с запада или из Византии, - но уже в XI веке оно оказалось привитым и укоренившимся в обиходе русской народной жизни. Известно оно с IX в., но особую популярность получило в XV-XVII вв. «Вся первая многовековая эпоха истории русской светской музыки до середины XVII века может быть названа эпохой скоморохов» [1].

В литературе XI—XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени. Совершенно очевидно, что без скомороха - профессионального проводника и носителя народного веселья - в период Средневековья не обходился ни один праздник, православного или языческого происхождения, семейный или общенародный. В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных празднествах, гуляньях. Скоморохи упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Со времён правления Владимира I Святого (Владимира Красное Солнышко) сказители стали выполнять функции придворных музыкантов. Сюжеты увеселения княжеского двора с участием скоморохов нашли отражение во фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе Мудром. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом струнном инструменте типа фиделя. Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами. В одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры скоморохов: "Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах — и так все веселились и играли перед князем по обычаю".

На страницах многих старинных книг скоморохов изображали играющими на гуслях, дудках, гудках, бубнах. Их знали в Киевской Руси, в Суздале и Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке, о чем упоминается в «Повести временных лет» под 1068 годом о «трубах и скоморохах, гуслях и русалиях, которыми дьявол отвращает нас от бога»[2]. Письменные и иконографические источники XV-XVII вв. изображают скоморохов, дающих театрализованные представления, поющих и пляшущих, играющих на музыкальных инструментах.

Таким образом, происхождение скоморохов со времен Древней Руси подтверждается многими письменными и иконографическими источниками.

Поскольку развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками, было традиционным для Древней Руси, скоморохи появлялись на бойких уличных перекрестках и на больших дорогах, на ярмарках и торжищах, напрашивались на свадьбы и не чуждались даже поминок. Званые и незваные они приходили туда, где, по их мнению, была в них нужда. Такое поведение скоморохов отражает «старый обычай приходить на братчину всякому без зова». Образ скомороха сложился в результате слияния древнерусского певца-гусельника и «ряженого» - участника языческого празднества, развлекавшего собравшихся своим «беснованием». Популярность скоморошества в народе подтверждается тем фактом, что церковные прихожане гораздо охотнее посещали зрелища увеселительные, главным действующим лицом которых был скоморох, нежели церковную службу.

Говорить о характере и стиле музыки скоморохов мы можем исходя из предположений, поскольку никаких письменных памятников не сохранилось по причине отсутствия нотирования в то время. Предположительные выводы о построении мелодий можно строить по песням преемников скоморохов – сказителей былин и бандуристов[3]. Скоморошество как вид придворного искусства в культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Безусловно, роль скоморошества на Руси значима, поскольку именно оно своим искусством способствовало развитию таких литературных жанров, как эпос, поэзия, драма.

Музыкальный репертуар скоморохов был достаточно разнообразен, он состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплен определенный характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление.

Применение инструмента для сопровождения пения зафиксировано уже на заре русской государственности. С основным жанром, пародийно-сатирическими песнями, соседствовали лирические или боевые песни славянских дружин. Из народной среды на общественную арену выдвинулся аккомпанирующий себе на гуслях народный певец-сказитель (боян), повествующий о «сказаниях старины глубокой», которые среди скоморохов пользовались особой привилегией. Принимая участие в пирах, певцы-сказители (бояны) воспевали подвиги и достоинства своих князей в специально сочинённых легендах, сказаниях и былинах. Основополагающие в героическом эпосе X–XI веков, они предвосхитили появление былинных циклов, эпических баллад и исторических песен XVI в. Они упоминаются в русских былинах Владимирского цикла, где их непременной принадлежностью являются гусли. Удивительное музыкальное искусство древнерусского вещего Бояна – воспето в гениальном «Слове о полку Игореве» – литературном памятнике XII в. И это далеко не единственное документальное свидетельство о профессионализме древнерусских музыкантов. Чаще всего такие свидетельства связаны с упоминанием скоморошества, наиболее мощной струи древнерусского и средневекового профессионального искусства. Позднее имя знаменитого Бояна, слагателя музыкально-поэтических сказаний, стало нарицательным. Этот собирательный образ отразил, безусловно, значительное и широкое явление древнерусской музыкальной культуры устной традиции. Помимо Бояна, летописи сохранили нам и другие имена. Так, Ипатьевская летопись сообщает имена гудца Ора и галицкого «гордого певца Митусы». Были инструменталисты-скоморохи в среде княжеских дружинников. Именно этот тип музыкантов рисуют былины в лице легендарных богатырей Добрыни Никитича, Чурилы Пленковича, Соловья Будимировича. Встречались скоморохи среди «людей вольных», подобных новгородскому купцу и гусляру Садко.

Таким образом, творчество скоморохов было направлено во внешнюю среду, насыщалось – образно и инструментально – живым событийным рядом и потому было изменчиво и самобытно. Оно существовало, прежде всего, как обобщённо комплексная театрализованная форма, синтетически соединившая в себе реальные для того времени жанры, где в человеке могли сочетаться качества актёра (драматического и циркового), потешника толпы, поэта-сказителя, знатока фольклора, певца, танцора, автора музыки и постановщика зрелищ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: