Музыкально-ритмическая система воспитания Эмиль Жак-Далькроза

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – личность необычайно яркая и неординарная. Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание/прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.

В Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки. Позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении. Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а еще позднее — «ритмикой». В интерпретации элементов музыкальной выразительности Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела - так началась революция в деле музыкального воспитания.

В процессе поисков Далькроз искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом. Его система вызвала резкое осуждение со стороны администрации консерватории. Желание сопровождать песни движением называли «гримасничанием», Далькроза упрекали в том, что он компроментирует учебное заведение своими сатанинскими выдумками.

Все ополчились против Далькроза:

- врачи уверяли, что его упражнения утомительны;

- хореографы упрекали его в отсутствии техники движения;

- музыканты — в изобилии переменных метров;

- художникам не нравились черные учебные костюмы.

Родители считали обнаженные руки и босые ноги экстравагантными и просто неприличными, и не понимали слов Далькроза о том, что тело человека это инструмент мудрости, красоты и чистоты.

Слушая все эти критические замечания, Далькроз повторял, что труднее бороться с предрассудками, чем за новые идеи. Понадобились необычайная энергия, фанатическая вера в правоту своего метода и упорство на протяжении ряда лет в отстаивании своего начинания и признания своих исканий. Далькроз признавал, что его система еще не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей он использовал музыку, в которой, по его убеждению, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью.

Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал все эти упреки и говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия. Главные принципы Далькроза: «Музыка звуков и музыка жестов должна быть воодушевлена одними чувствами… Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в зримое звучание». Только при этом условии, по мнению Далькроза, танец становится элементом, имеющим действенное, эстетическое и социальное значение.

Руководство Консерватории, хотя и дает ему возможность в 1902 году в виде опыта открыть класс ритмики, все же продолжает утверждать, что Далькроз обращает свих учеников в ученых обезьян. Борьба за воплощение своих идей длится долго - 1903 - 1905 годы… Не добившись разрешения открыть в Консерватории специальный курс, Далькроз снимает, с большим трудом, помещение, в котором начинает проводить свои занятия. И только в 1905 году ему разрешают провести специальный курс ритмики в стенах Консерватории. В эти годы Далькроз много пишет о музыкальном воспитании, он нападает на устаревшие методы обучения, считает, что учителя музыки, пренебрегая самим искусством музыки, заботятся об одной только технике.

Далькроз считает, что порядок преподавания должен последовательно выстраиваться в логическую цепочку: ритм – звук – инструмент, чему будут соответствовать:

- физические упражнения;

- упражнения для слуха и голоса;

- выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента.

Он считал, что прежде чем приступить к занятиям музыкой, необходимо научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз подчеркивает, что именно раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание приносит желанные результаты и добивается, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка. Поскольку движение, по глубокому убеждению Далькроза, является биологической потребностью детского организма, он особое значение придавал ритмики.

Исходя из данных убеждений, Далькроз справедливо подчеркивал, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Исходя из своей специфической природы, музыка имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Как известно, система Далькроза получила широкое распространение в области арттерапии.

В годы борьбы за признание своей системы Далькроз организует бесчисленные демонстрации метода в городах Швейцарии, Австрии, Германии, Голландии, Англии, Франции и других странах. И всюду его метод вызывает огромный интерес и имеет триумфальный успех. В результате - всюду открываются школы, его называют великим изобретателем. Демонстрируя свою систему, он часто «умоляет» не рассматривать демонстрацию метода, как театральное зрелище и неустанно напоминает о том, что дело идет о новой педагогической системе, о попытке перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела.

Первые результаты, обнародованные в мае 1905 году в северно-швейцарском кантоне Золотурн, имели ошеломляющий успех. Летом 1906 году был набран первый курс, а в 1909 - проведены первые экзамены на звание учителя ритмической гимнастики (с вручением специальных дипломов). В Базеле по инициативе Далькроза ритмическая гимнастика была введена в учебные программы общеобразовательных школ.

Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель — помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, — превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека». Один из самых преданных приверженцев системы С. М. Волконский писал о Жак-Далькрозе: «Его открытие больше его самого».

В 1909 году в Германии Далькроз встретился с Вольфом Дорном, и это приблизило его к осуществлению своей мечты. Вольф Дорн предложил Далькрозу переехать в Дрезден и обещал найти средства, чтобы выстроить в Хеллерау здание Института, отвечающего всем его требованиям. После года преподавания системы в самом городе Дрездене состоялось торжественное открытие Института Жак-Далькроза в поселке Хеллерау. 22 апреля 1911 года, при церемонии закладки здания доктор Вольф Дорн произнес речь, в которой указал на цели и задачи нового учебного заведения.

Он говорил, что Институт служит определенной идее возвращения утраченного людьми ритма, что Далькроз сознательно работает над возрождением ритма, как воспитательной и образующей силы, как дисциплинирующего начала. Дорн привел слова Далькроза, что в Берлине, или в каком-либо другом большом городе, он смог бы устроить лишь школу музыки, тогда как в Хеллерау сможет поднять Институт ритма на высоту социального учреждения. Далее Дорн сказал, что само здание свидетельствует о высоте и ясности его назначения. Уже самый вид его внутренних помещений будет требовать порядка во всем. В плане значились следующие предметы: ритмика, шведская гимнастика, пластика, сольфеджио, импровизация на рояле, гармония и теория музыки, хоровое пение, лекции по анатомии и физиологии.

В тихом живописном местечке Хеллерау под Дрезденом был воздвигнут Институт ритма Жак-Далькроза — целый архитектурно-ландшафтный комплекс с центральным зданием-дворцом, пансионом, гостевыми домиками и пр. Пожалуй, прежде только Р. Вагнеру в Байрейте удалось нечто подобное: получить землю, деньги и поддержку для воплощения своей мечты. Продумано было все: от архитектурного стиля до устройства душевых, ванн и закрытых двориков для воздушных и солнечных процедур. Немногие авторские образовательные учреждения создавались с таким размахом. Педагогический коллектив был интернациональным, как и коллектив учащихся. Преподавание велось на немецком и французском языках.

Тон дружелюбия и открытости задавал обаятельный и жизнелюбивый мэтр, излучавший радость и воодушевление. В общении он был прост и непосредствен, с великолепным чувством юмора и умением блестяще вести беседу. Далькроз был одарен не только музыкально; он неплохо рисовал — об этом можно судить по сохранившимся шаржам и автошаржам, а также весьма остроумной графической записи ритмических заданий. Далькроз вникал во все детали жизни, находящихся на его попечении студентов, полагая, что в процессе воспитания нового, ритмически организованного человека нет мелочей. Так, например, он считал, что постижение феномена ритма не должно ограничиваться только рамками занятий, он может помогать учащемуся ритмическим образом структурировать всю его жизнь, в частности, распорядок дня.

К каждому из учеников Далькроз находил свой, индивидуальный подход, стремясь развить его личностные качества. Он настолько глубоко и всесторонне знал своих воспитанников, что с необыкновенной легкостью и психологической точностью импровизировал на уроках их музыкальные портреты. Организация учебного процесса в Хеллерау была детально продумана. По особым программам проводились курсы для желающих заниматься ритмической гимнастикой профессионально (по окончании выдавался диплом с квалификацией «Преподаватель ритмической гимнастики по системе Жак-Далькроза»), для музыкантов, актеров.

Посещать занятия могли все желающие (так называемые вольнослушатели), взрослые и дети. В учебный план входили следующие дисциплины: ритмическая гимнастика, сольфеджио, импровизация, дыхание, анатомия, гимнастика, хор, танец или пластика. Скорейшему вхождению в систему способствовала обязательная «пассивная педпрактика»: с первых же дней учащиеся должны были посещать по пять занятий других курсов в неделю. Далькроз очень ревниво оберегал свою систему от посягательств людей неверных его принципам, поэтому требовал, чтобы желающие получить право на преподавание по его методу дополнительно занимались некоторое время в Институте.

Выдавая свидетельства на право преподавания, он ставил следующие условия на выпускных экзаменах по ритмике: Дать организованный урок и этим показать, что владеешь как пластической, так и музыкальной стороной предмета. Уметь не сложно, но верно импровизировать на рояле, сопровождая урок. Показать способность творчески мыслить. Уметь владеть собой на экзамене, не теряя головы. Свободно владеть своим телом при выполнении предложенных ритмических рисунков.

Кульминацией деятельности Института ритма стали Хеллерауские ритмические игры, в которых участвовала вся школа без отбора наиболее талантливых и выигрышных. Среди посетителей Хеллерауских Празднеств можно назвать: Станиславского, Дягилева, Волконского, Питоева, Нижинского, Синклера, Бернарда Шоу, Клоделя и многих других. Вот некоторые высказывания: А. В. Луначарский: «как бы то ни было, но теперь, увидев гимнастику Далькроза, я должен во всем согласиться с князем Волконским, ибо действительно от движения этих молодых тел веет какой-то новой весной, каким-то глубоким и прекрасным возрождением гармонической, человеческой красоты.

Известно, что Далькроз, не ограничиваясь специальным и, так сказать, аристократическим преподаванием музыки и ритмики для своих учениц и учеников, отдает много времени и посильному ритмическому перевоспитанию пролетарской детворы. Честь ему за это и слава». Сергей Рахманинов: «Результаты, достигнутые методом Далькроза в области музыкального ритма и слуха, в высшей степени интересны. Они привели меня в искреннее удивление». Падеревский (польский композитор и пианист): «Жак-Далькроз открыл новый путь мышления, которому суждено вести к утверждению музыки в качестве развивающего фактора, подвергая весь наш организм воспитательному воздействию гармонии, мы сами должны стать гармоничными существами».

Далькроз подчеркивал, что жесты на сцене, сами по себе, ничего не представляют, и бесчисленные ритмы человеческого тела приобретают ценность тогда, когда они служат передачей ощущений. О роли ритма в профессии актера Далькроз приводит мнение Жоржа Питоева, известного парижского режиссера и поклонника Далькроза, который считал, что все поведение актера на сцене ничего не выражает, если оно не насыщено внутренним ритмом. Но для того, чтобы актер мог пользоваться этим ритмом, все его тело должно владеть секретом ритма. По мнению Питоева, ритм основа сценического действия, и он ощущает его, как нечто осязаемое.

О постановке «Орфея» появилось много откликов в газетах и журналах. Большинство отзывов были положительными, но встречались и критические замечания. Не всех удовлетворяло звучание хоров, некоторые замедленные темпы в музыке. Осуждались костюмы с голыми руками и ногами. Однако большинство авторов критических статей писали, что «Орфей» является триумфом режиссуры Далькроза, что значение его ритмики сказалось на постановке. Говорилось, что слияние увиденного и услышанного, а также пластичность масс производило изумительное впечатление.

Во всяком случае, все сходились на том, что в Хеллерау показано было нечто еще невиданное. В отчетах Института сказано было, что Празднество посетило 5291 человек. Все признавали большое общевоспитательное значение ритмических упражнений, но некоторые не одобряли эксперимента Далькроза в области пантомимы и пластики. В нем видели скорее талантливого организатора массовых действий и скульптурных построений, чем создателя индивидуальных пластических танцев.

Итак, Далькрозовская система ритмического воспитания в обстановке признания и восхищения расцветала и облетала весь мир. Жак-Далькроз создал систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, a также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Ж.-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма.

Cогласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, a «телесно пережит», претворён в движении. Mетод Ж.-Далькроза, построенный на связи музыки c движением, впервые был продемонстрирован в его постановках различных музыкальных произведений от фуг И. C. Бaxa до «Oрфея и Эвридики» K. Глюка (1913). B 1912 Ж. Далькроз. посетил Pоссию, где перед 1-й мировой войной его педагогические идеи стал пропагандировать C. Г. Bолконский, возглавивший «Kурсы ритмической гимнастики Жак-Далькроз» в Петербурге. B 1920 в Mоскве и Петрограде были организованы Институты ритмического воспитания по методу Ж.– Далькроза. B дальнейшем этот метод нашёл применение в некоторых балетных школах западной Европы, a также в Cоветском Cоюзе.

Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, одним словом – всего того, чем грешила любая педагогика во все времена. Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться, да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники – Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский.

Сегодня «Далькроз-ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), Золтана Кодаи (Венгрия), Сузуки-метод (Япония). По методу Далькроза в Бельгии уже давно учат музыке детей, начиная с ползункового возраста. В Швеции радость занятий ритмикой с годовалыми детьми уже много лет делят их мамы: одновременное обучение детей и родителей – очень интересный эксперимент, который наконец-то пришел и к нам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: