Введение

На современном этапе развития наблюдается углубление знаний и дифференциация исследовательских направлений, поэтому необходим курс, который бы формировал целостное биологическое мировоззрение и понимание тенденций биологического развития. Именно такое предназначение у курса «История и методология биологии». Сама по себе история биологии подразумевает историю становления методов биологического исследования, так как любая наука не может существовать без методологической базы. Значение данного курса явно недооценивалось в подготовке специалистов, так как данный курс не всегда входил в учебные планы.

Книги по истории и методологии биологии на русском языке издавались в основном в Советский период [2,4-7,9,46]. И хотя на сегодняшний день поставлен акцент на развитие и совершенствование методологической базы в различных научных направлениях, и есть достаточно новых изданий по методологии научного познания [8, 10, 39, 48, 51], все же новых учебников по истории, сочетающиеся с методологией биологии, довольно сложно найти.

Очевидно, что многие исторические факты могут по новому воспринимается на новом постнеклассическом этапе развития науки. Это означает необходимость постоянного и более глубокого изучения всей совокупности факторов, влияющих на развитие научного знания. Всесторонне изложить все достижения биологического исследования конечно невозможно. Поэтому целью автора явилось краткое описание выявленных основных закономерностей развития биологических знаний и развитие методологической базы исследований на каждом рассмотренном этапе. Таких этапов было выделено девять:

1. биологические знания у первобытных людей;

2. биологические знания в период классообразования;

3. биологические знания в Античности;

4. биологические знания в Средневековье;

5. биология в эпоху Возрождения;

6. биология XVIII века и первой половины XIX века;

7. биология второй половины XIX века;

8. современная биология - XX в;

9. биология XXI в – постнеклассический этап развития науки.

Чем современнее период, тем соответственно и сложнее его описывать т.к. фактического материала очень много и не возможно его содержательно охватить. Поэтому периоды с шестого по девятый описывались в общих чертах, где уделялось основное внимание тенденциям развития и приоритетным направлениям в мировоззренческом понимании. Период Возрождения был описан наиболее содержательно, т.к. это время становления биологии как науки, зарождение новых биологических направлений, поэтому здесь было рассмотрено развитие ботанических, зоологических, микроскопических, анатомо-физиологических исследований.

В соответствии с программой на лекционный курс «История и методология биологии» в ПГУ им. Т.Г. Шевченко для биологов очного отделения выделено 36 часов лекций. Исходя из выше сказанного, структура краткого изложения материалов по истории и методологии биологии выглядит следующим образом.

В первой, второй, третьей и четвертой темах рассмотрены выше выделенные 1 - 4 этапы развития биологических знаний. Далее выделена отдельная тема, которая ставит акцент на особенностях предпосылок, становления и развития биологии, а также описывает роль накопительной работы в период Возрождения. Следующие темы посвящены описанию становления ботанических, зоологических, анатомо-физиологических и микробиологических направлений биологических исследований. В теме «Особенности развития биологии в XVIII веке – первой половины XIX века» описаны предпосылки и становление первой, так называемой, фундаментальной теории в биологии, которая совершила переворот в науке о живой природе и перестроила эту науку под свою основу, именно это смогла сделать «теория естественного отбора». Далее рассматриваются тенденции развития в биологии второй половины XIX века под влиянием теории естественного отбора и становление учения о наследственности. В теме «Особенности развития современной и постнеклассической биологии» два выделенных этапа совмещены т.к. провести четкую границу и разделить современный и постнеклассический этапы развития биологии практически не возможно, хотя делается попытка разграничить эти этапы на уровне методологических установок. Так как научные достижения стали существенно влиять на мировоззрение человека, здесь сосредотачивается внимание на лидирующем положении биологии среди других естественных наук и на то, что этому способствует. Поэтому, в первую очередь, выделяются генетика, эволюционное учение и молекулярная биология, при этом, акцентируются роль междисциплинарных исследований.

Отдельно выделена тема рассматривающая становление методологических установок биологического познания. Здесь описаны первые методологические установки в биологии, которые развивались медленно, начиная с XVIII века вплоть до начала XX века, сейчас мы их называем методологические установки классической биологии, также рассматриваются методологические установки современного и постнеклассического периодов. Тема «Структура и методология научного познания» посвящена общим вопросам методологии научного познания, где рассматривается понятие и структура науки, характерные ее черты и общее описание методов и уровней научного познания. По общепринятой классификации методов познания выделены темы, рассматривающие методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Возникновение в середине ХХ столетия общей теории систем и становление системного подхода внесли принципиально новое содержание во многие биологические концепции, особенно в концепции эволюционизма. Поэтому автором была разработана тема «Системный подход в биологии», в которой рассматривается не только система, системный подход и анализ, а также влияние на биологию таких междисциплинарных направлений как кибернетика и синергетика. Тема «Объяснение и прогнозирование» в биологии посвящена методам, благодаря которым биология и претендует на лидирующее положение среди естественных наук – точное объяснение и предсказание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: