Особенности средневековых воззрений на природу

Считается, что средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Знание рассматривалось как продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых встречается мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. А если так, то наука теряла смысл своего существования, все стала определять вера. Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и т.д. Отношение к Богу считалось превыше всего, а отношением к природе – второстепенно. Ориентация на выявление объективных закономерностей природы отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться. И именно в этот период человечества, как это ни странно, стали образовываться университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство и инженерное дело. В каждом университете было четыре факультета:

1. подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматики, риторики, диалектики, математики, астрономии и музыке);

2. медицинский;

3. юридический:

4. теологический.

Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII век), Париже (1200), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385).

В средневековой науке можно выделить три традиции познания:

1) схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;

2) герметическую традицию (от имени легендарной «полу-божественной» личности из Египта первых веков н.э. Гермеса Трисмегиста – т.е. Трижды Величайшего, заложившего основы герметизма), опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно-манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Ритуалы сопровождали почти все действия не только в ремесленно-мануфактурном производстве и других отраслях хозяйства, но и в политике, юриспруденции, познании мира. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина.

3) опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля.

Роль эпохи средневековья в истории естествознания состоит в умножении связей чувственных образов. Чтобы перейти от них к научному знанию, необходимо было научиться отбирать из этого множества связей те, которые носят существенный, рациональный характер. Такой качественный переход в сознательной деятельности несла эпоха Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: