Идеи и понятия биологии XVIII века

В середине XVIII века среди биологов еще не утвердилась мысль о том, что объяснение организации живого находится в прямой зависимости от понимания истории его развития. Предпосылки эволюционной теории в биологии формировались не только в систематике, но и в эмбриологии.

В первой половине XVIII века борьба преформизма и эпигенеза особенно обостряется. Более четко проявляется различие их философско-методологических оснований. Преформисты (Ш.Бонне, А.Галлер и др.) считали, что проблема эмбрионального развития должна получить свое разрешение с позиций всеобщих принципов бытия, постигаемых разумом. Философские основания эпигенеза в ходе его исторического развития изменялись. Так, ранний эпигенез XVII века, представленный в работах У.Гарвея, опирался на аристотелизм и объяснял новообразования в эпигенезе с телеологических позиций как следствие «стремления к совершенству». В XVIII веке усиливается тенденция, как принято называть, материалистического истолкования эмбриогенеза. В литературе советского периода считалось, что реализация материалистического истолкования эмбриогенеза была реализована в трудах К.Вольфа, который пытался переосмыслить эпигенез, учитывая методологические установки физики. Он трактовал эпигенез как результат действия двух существенных начал – силы, регулирующей питательные соки, и способности их затвердевания.

Начиная с середины XVIII века, получили широкое распространение концепции трансформизма. Их было множество, различались они представлениями о том, какие таксоны и каким образом могут претерпевать качественные преобразования. Наиболее распространенной была точка зрения, в соответствии с которой, виды остаются неизменными, а разновидности могут изменяться (эту позицию занимал Линней). Существовала и другая точка зрения, допускавшая трансформацию самих видов, ее придерживался Ж.Бюффон.

Ж.Бюффон в 36-томной «естественной истории» один из первых в развернутой форме изложил концепцию трансформизма – ограниченной изменчивости видов и происхождения видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка) под влиянием среды.

В некоторых трансформистских концепциях даже допускалась возможность резких превращений одних организмов в другие, взаимных преобразований любых таксонов. Трансформизм – это полуэмпирическая позиция, построенная на основе обобщения большого числа фактов, свидетельствовавших о наличии глубинных взаимосвязей между видами, родами и другими таксонами. Но сущность этих глубинных взаимосвязей пока еще не была понята. Выход на познание такой сущности означал переход от трансформизма к эволюционизму.

Таким образом, система биологического познания в конце XVIII века подошла к рубежу, который требовал перехода на качественно новый уровень организации средств познания в связи с проблемами эмбриогенеза, создания естественной системы и понятий трансформации живых организмов.

Идея развития выступила конструктивно-организующим началом, которое ориентировало накопление эмпирических и теоретико-методологических предпосылок теории эволюции. В ходе конкретизации этой идеи был построен ряд важных теоретических гипотез, развивавших различные принципы, подходы к теории эволюции. К самым значительным и относительно завершенным гипотезам следует отнести: ламаркизм, катастрофизм и униформизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: