Системное воспроизведение объекта предполагает выявление единства в предметном многообразии живого. Можно сказать, что научная биология начинается там, где на смену предметоцентризму приходит системоцентризм. Теория Дарвина есть результат системного исследования.
В классической биологии эксперимент еще не рассматривался как важный метод эмпирического познания органических объектов. Классическая биология – это биология по преимуществу наблюдательная.
В вопросе о характере познания методологические установки классической биологии формулируют в основном те же представления, что и методологические установки других естественных наук этого периода.
Познание – это обобщение фактов в несколько этапов, уровней: наблюдение, суждение, умозаключение, принципы, теория. Основой познания является наблюдение. Начинаясь с наблюдения, оно продолжается на уровне мыслительных процессов. К этим процессам относятся:
- описание, как с помощью терминов языка, так и наглядным образом – с помощью рисунков, схем и т.д.;
- систематизация на основе определенных выделенных признаков объектов, высшей формой систематизации является классификация, когда выбор признаков связан с выделением существенных сторон объекта;
- сравнение, позволяющее выявлять законы объекта путем сопоставления существенных характеристик объекта. Высокая эффективность метода сравнения способствовала появлению таких наук как: сравнительная анатомия, сравнительная морфология, сравнительная физиология, сравнительная систематика и т.д.
Содержательным является только первый уровень – уровень наблюдения. Таким образом, классическая биология в своих методологических установках исходила преимущественно из эмпирического обоснования знания. Единственной содержательной основой знания признавался чувственный опыт в виде наблюдения. Внедрение метода эксперимента в основные отрасли биологии, в том числе и в теорию эволюции – заслуга ХХ века.
Биологи исходили из того, что внесенными в ходе подготовки к микроскопическому наблюдению и самого наблюдения изменениями картины объекта можно либо пренебречь, либо внести на них поправку и тем самым свести их к нулю.
Методологические установки классической биологии допускали следующие отношения между знанием и объектом познания:
- однозначное соответствие каждого элемента теории определенному элементу объекта;
- наглядность биологических образов, представлений, понятий;
- отсутствие ссылки на условия познания в результате исследования.