Средняя классика. Учения софистов как отражение кризиса традиционной натурфилософии. Проблема познания и человека у Протагора и Горгия

К наиболее видным представителям старших софистов принадлежат Горгий, Протагор. Горгий является сторонником релятивизма среди софистов: ничего не существует; если что-то и существует, его нельзя познать; если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору. Большое внимание, в частности, Горгий обращал на риторику и ее теорию, на влияние словесного воздействия на слушателей. Релятивизм проявляется и в произведениях Протагора. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. Материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому. Материализм Протагора связан также с атеизмом. В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он приходит к определенному гносеологическому релятивизму. Большинство мыслей Протагора и Горгия относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: