Учение о гомеомериях и Нусе Анаксагора

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием «О природе». Он первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию. Первоначала – это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы «семенами всех вещей». Впоследствии Аристотель назвал эти семена «гомеомериями». Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества – земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое вещество. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Первоначальное состояние мира – это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум – понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей. Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем признания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых организмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: