Платон. Задачи и основные категории диалектики. Учение о познании и его ступенях. Знание и мнение

Учение о познании. Подобно тому как существуют два типа бытия: идеи и вещи, также существуют и два рода познания – разумное и чувственное. Мысль, вопреки преобладающему мнению, независима от ощущения. Знание, основывающееся на ощущении, формируется постепенно, а иное, опережающее знание дано oт рождения и имеет врожденный характер. Платон не только считал разумное знание независимым от чувственного, но и более высоким, чем чувственное. От истинного познания он требовал двух условий: чтобы оно касалось самого бытия и чтобы было независимым. Этим двум условиям полностью отвечает разумное знание, поскольку чувственное знание касается лишь явлений и подвержено постоянным заблуждениям. Чувственное познание – скорее домысел, чем познание. Если точно придерживаться определения познания, то получается, что не существует двух родов познания, а есть лишь один его род: рациональное познание идеи; все остальное – вымысел. Разумное и чувственное познание становятся у Платона уровнями познания. Обособил два рода мысли: дискурсивную и интуитивную. Он поставил интуицию, эту способность непосредственного познания истины, выше чувственного и дискурсивного познания, в то время как понимание и учение его об уровнях познания приобрело еще более высокий уровень – интуитивное познание. Для Платона диалектика была чем-то большим, нежели просто метод, – она была философией. Она только она, с позиций своего внеэмпирического способа постижения реальности, минуя явления, постигает идеи, и как наука об идеях является наукой об истинном бытии, ею и должна быть, собственно говоря, философия. Платон был убежденным противником эмпиризма, однако в то же время не был последовательным сторонником рационализма. Истину душа может обнаружить только самостоятельно, без помощи чувств, но познание «самой душой» понимал по-разному. Одним из способов было чисто рациональное познание в соответствии с суровыми принципами диалектики. Однако он допускал, что интуиция и вера, миф и метафора, иррациональные стремления души также могут приблизить нас к истине иногда даже больше, чем точное понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: