Аристотель. Периодизация творчества и общая характеристика сочинений. Аристотель и Платон: сходство и различие философских подходов

Его работы можно разделить на три группы: 1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей. Они были, как правило, созданы в тот период, когда Аристотель еще принадлежал Академии; это были преимущественно высокохудожественные диалоги. Благодаря им Аристотель еще в древности приобрел славу прекрасного стилиста. По своим темам и названиям работы связаны с Платоном: диалог «Эвдем», инспирированный «Федоном», диалоги о любви, о справедливости, о риторике, диалоги «Софист» и «Политика», диалоги о богатстве, о воспитании, о царской власти, о поэтах, о роскоши. К наиболее значительным принадлежал «Протрептик», содержащий защиту философии и восхваление жизни, посвященной познанию, а также большой диалог «О философии» в трех книгах. 2. Научные материалы были по содержанию как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера. Среди них были выдержки из работ древних философов, лекций Платона; сборники теорий и образцов риторики, материалы по театру и поэзии, высказывания олимпийских чемпионов, собрание 158 греческих конституций, свод законов варварских народов, систематические исследования по зоологии. 3. Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе. Это тезисы лекций, записанные фрагментарно, принадлежат эпохе Ликея, однако позднее они были переработаны. Все эти работы можно разделить на пять групп: логические, естественнонаучные, метафизические, практические и поэтические. Творческая сила Аристотеля обнаруживалась не в сфере наиболее общих философских принципов, а в системе более частных. Платон был творцом принципов, а Аристотель – развитых теорий. Этот отход от теории идей обозначился в некоторых диалогах, например, в диалоге «О философии». В последующие годы Аристотель еще дальше отходит от платонизма. Он перестает заниматься наиболее общими проблемами мировоззрения; вместо этого он вместе со своими учениками строит эмпирические науки, особенно биологию, социологию, историю. Его психология из спекулятивной теории разума превратилась в эмпирически и физиологически ориентированную науку (в первых книгах «О душе»); естествознание, особенно астрономия, получило механистическую окраску; даже этика обнаружила эмпирическую меру для добродетели (изложил в «Никомаховой этике»); в метафизике выдвигалось утверждение, что не существует внематериального бытия (в некоторых книгах «Метафизики»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: