Платон. Структура идеального государства и его характеристики. Несправедливые формы государственного устройства. Критика искусства и ее воспитательное значение

Конкретные желания человека проявляются во всей полноте, по Платону, не в личной, а в общественной жизни. Платоновская же теория общества, изложенная в «Государстве» и «Законах», была нормативной теорией «наилучшего» общества, построенного в соответствии с идеями блага и справедливости: наилучшее общество должно стремиться к наивысшим целям в соответствии с идеями; такими идеями Платон считал всеобщность и устойчивость; совершенное общество имеет одну цель, которая обязательна для всех: недопустимо, чтобы каждый гражданин по своему стремился к собственному благу; в своей деятельности общество должно опираться на знание, ибо для того, чтобы совершить благо, необходимо его знать; к обществу могут принадлежать лишь те, кто ему необходим; идеальное общество аскетично, поскольку стремится к идеальной цели, достижение которой не дает гражданам ни богатства, ни роскоши, ни каких-либо благ. Напротив, оно требует отречения от индивидуальных благ. Эта утопия Платона опиралась на принцип подчинения личности обществу, цели же государства были исключительно моральными, идеальными, всеобщими и устойчивыми. Взгляд Платона на искусство не был простым. С одной стороны, Платон видел в искусстве, именно в искусстве поэта, наивысший род деятельности человека, а с другой – принижал искусства, носящие подражательный характер, хотел из своего идеального государства изгнать художников. В силу этого его влияние на потомков было двояким: Платон научил видеть в художнике пророка и научил видеть в нем подражателя. Положил начало двум полностью отличным друг от друга направлениям в истории искусства: с одной стороны, мистической, а с другой – натуралистической его трактовке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: