Метафизика Аристотеля. Эйдос и материя. Четыре причины возникновения вещей

Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией, т. е. это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них – некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос – форма – это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием. Все это весьма напоминает теоретический способ мышления. Всякая вещь есть единство материи и эйдоса, формы. Эйдос определяет переход от материи-вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Исходные моменты аристотелевской философии неминуемо приводят к рассмотрению последовательных стадий становления оформленной материи. Существует целая иерархия вещей (вещь = материя + форма), от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека (эйдосом человека является его душа). В этой иерархической цепи особый интерес представляют крайние звенья. Между прочим, начало и конец всякого процесса обычно имеют особое значение. В рассматриваемой цепи началом является первая материя как чистая возможность, т. е. еще не оформленная определенным образом. Обратимся теперь к конечному звену иерархии вещей. Речь идет об эйдосе, который является эйдосом всех эйдосов. Это перводвигатель и вместе с тем первоум. Аристотель рассуждает весьма логично: раз всякий эйдос динамичен и понятиен, то эйдос эйдосов также динамичен и умен. Ум-перводвигатель – это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления – как динамического, так и целевого, равно как и смыслового. Вида причин 1. Материальная причина, которая является субстратом всякого изменения, из которой возникают все вещи и в которую они разрешаются; это – первопричина ионийских физиков. 2. Та, откуда начало движения, например, ум Анаксагора. 3. Противоположная второй – конец движения или действия – «то, ради чего» что-либо совершается, или благо Платона (как конечная цель всякого генезиса и движения). 4. Форма, составляющая определенный вид вещи, сущность, у Аристотеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: