КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного инструмента в организации интерактивного взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
ü методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
ü методы обмена деятельностями;
ü методы мыследеятельности;
ü методы смыслотворчества;
ü методы рефлексивной деятельности;
ü интегративные методы (интерактивные игры).
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы...», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.
|
|
Метод «КОМПЛИМЕНТ»
Назначение метода: создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, организация взаимодействия участников для их развития, оперативное включение в деятельность.
Требования к реализации метода:
1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.
2. Реализация метода не требует специального оборудования.
3. Время реализации - до 5 мин.
Порядок реализации метода:
1. Все участники взаимодействия садятся в круг.
2. Педагог называет метод и объясняет его сущность: каждый участник
поочередно (по часовой стрелке) делает соседу комплимент.
3. Педагог делает комплимент первым.
4. Затем все последующие участники говорят комплимент соседу.
5. Последний из участников делает комплимент педагогу.
6. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Метод «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»
Назначение метода: оперативное включение учащихся в деятельность, взаимодействие, создание
благоприятной атмосферы, установление коммуникации.
Требования к реализации метода:
1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.
2. Специального оборудования реализация метода не требует.
3. Время реализации метода - до 5 мин.
Порядок реализации метода:
1. Педагог объясняет условия реализации метода: необходимо завершить начатую фразу.
2. Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда...», «А еще хочу сказать...», «А знаете ли вы...» и т.п.) и предлагает учащимся без какой-либо подготовки закончить ее.
|
|
3. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.
4. Итоги реализации метода подводит педагог, предлагая свой вариант завершения фразы.
!!! Комментарий: Метод «Заверши фразу» может использоваться и в целях организации
мыследеятелъности, смыслотворчества и рефлексивной деятельности учащихся.
Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1x2x4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.