Первое разрушение Иерусалима

Только Иерусалим со своим округом Иудеей напоми­нал еще своим существованием об Израиле. Казалось, что этот маленький остаток скоро разделит судьбу всей большой массы, и имя Израиля исчезнет с поверхности земли. Но не ассирийцам суждено было взять и разрушить Иерусалим.

Правда, то обстоятельство, что войско ассирийского царя Синахериба, направлявшееся против Иерусалима (702 г.), вынуждено было, вследствие беспорядков в Ва­вилоне, вернуться домой и что Иерусалим был таким обра­зом спасен, представляло только простую отсрочку. Иудея оставалась ассирийским вассалом, который мог быть унич­тожен в любой момент.

Но со времени Синахериба внимание ассирийцев все более отвлекается на север, где воинственные номады, киммерийцы, мидяне, скифы напирали все сильнее и где требовалось концентрировать все больше войск, чтобы отбить их натиск. Скифы вторглись в Переднюю Азию в 625 г., но, ограбив и опустошив всю страну до границы Египта, через 28 лет опять исчезли, не основав собствен­ного государства. Но вторжение их не осталось бесслед­ным: оно потрясло ассирийскую монархию до ее основа­ний. Мидяне могли теперь нападать на нее с большим успехом, Вавилон отделился и стал самостоятельным Египет использовал вновь создавшееся положение, чтобы овладеть Палестиной. Иудейский царь Иосия был разбит египтянами при Мегиддо и убит (609 г.), после чего Нехо египетский фараон, посадил в Иерусалиме Иоакима как своего вассала. Наконец, в 606 г. Ниневия была разруше­на соединенными силами мидян и вавилонян. Ассирийской монархии был положен конец.

Но Иудея вовсе не была спасена. Вавилония пошла по следам Ассирии и сейчас же сделала попытку овладеть дорогой в Египет. При этом вавилоняне под предводитель­ством Навуходоносора наткнулись на Нехо, который про­брался до Северной Сирии. В сражении при Кархемыше (605 г.) египтяне были разбиты наголову, и Иудея скоро после этого стала вассалом Вавилона. Так она переходила из рук в руки, постепенно теряя всякую самостоятельность. Поддавшись внушениям Египта, Иудея в 597 г. отказала Вавилону в дани. Но это возмущение прекратилось почти без всякой борьбы. Иерусалим был осажден Навуходоно­сором и сдался на его милость.

«И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к горо­ду, когда рабы его осаждали его. И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его,— и взял его царь Вавилон­ский в восьмой год своего царствования. И вывез он от­туда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господ­нем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храб­рое войско,— десять тысяч было переселенных,— и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли. И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. И все войско чис­лом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон» (4 Цар. 24:11 —16).

Следовательно, Вавилон и тут шел по стопам Ассирии. Но и здесь уведен был не весь народ, а только царский двор, аристократы, военные и богатые горожане, всего 10 000 человек. «Бедный народ земли», а также и города, остался в Иудее. С ним осталась, конечно, и часть господ­ствующих классов. Впрочем, Иудея еще не была тогда окончательно уничтожена. Вавилон дал ей нового царя. Но тогда повторилась старая игра, на этот раз последняя. Египтяне опять уговорили нового царя, Седекию, отде­литься от Вавилона.

После этого Навуходоносор снова двинулся к Иеруса­лиму и, овладев им, положил конец существованию не­покорного города (586 г.), который к тому же, вследствие своего господствующего положения на дороге из Вавилона в Египет, мог причинять немало хлопот.

«Пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Гос­подень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разру­шило войско Халдейское, бывшее у начальника телохра­нителей. И прочий народ, остававшийся в городе, и пере­метчиков, которые передались царю Вавилонскому, и про­чий простой народ выселил Навузардан, начальник тело­хранителей. Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виног­радниках и землепашцами» (4 Цар. 25:8—12).

То же самое сообщается у Иеремии (39:9—10): «А ос­таток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ На­вузардан, начальник телохранителей, переселил в Вави­лон. Бедных же из народа, которые ничего не имели, На­вузардан, начальник телохранителей, оставил в Иудейской земле и дал им тогда же виноградники и поля».

Следовательно, крестьянские элементы остались на родине, да и не имело бы никакого смысла оставить страну совершенно без жителей, без землепашцев. Она не могла бы тогда платить никаких податей. Вавилоняне, очевидно, хотели, как и в других случаях, увести с собою ту часть населения, которая связывала его в нацию и руководила им, следовательно, могла стать опасной для вавилонского владычества. Крестьяне сами по себе умели только в ред­ких случаях освободиться от чужого господства.

Факт, сообщаемый в 39-й главе Книги Иеремии, ста­новится вполне понятным, если мы вспомним процесс обра­зования латифундий, который имел место также и в Иудее. Латифундии были раздроблены и отданы экспро­приированным крестьянам, или кабальные рабы и арен­даторы были превращены в свободных собственников земли, которую они обрабатывали. Их повелители и были как раз вождями Иудеи в борьбе против Вавилона.

По ассирийским известиям, население Иудеи при Синахерибе составляло 20 000 человек, не считая Иеруса­лима, в котором насчитывалось 25 000 человек. Число более крупных землевладельцев определялось в 15 000. Из них 7 000 были уведены Навуходоносором уже после первого завоевания Иерусалима. Осталось следовательно 8 000. Несмотря на это, в четвертой книге Царств (24:14) сообщается, что уже тогда остался только «бедный народ». После разрушения Иерусалима были уведены и эти 8 000. Их виноградники и поля были отданы «бедным из народа, которые ничего не имели».

Во всяком случае, и теперь увели не весь народ, а толь­ко жителей Иерусалима. Крестьянское население в огром­ном большинстве своем осталось на родине. Но оставшиеся перестали составлять особое иудейское государство. Вся национальная жизнь иудейства теперь концентрировалась в изгнании, у переселенных горожан.

Эта национальная жизнь получила теперь своеобраз­ную окраску в соответствии со своеобразным положением этих городских иудеев. Если израильтяне до той поры пред­ставляли народ, ничем особенным не отличавшийся от других соседних народов, то остатки его, продолжавшие жить особенной национальной жизнью, превратились в народ, которому не было подобного. И не со времени раз­рушения Иерусалима римлянами, а уже со времени пер­вого разрушения его Навуходоносором начинает разви­ваться аномальное положение иудейства, делающее из него самое оригинальное явление во всемирной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: