Правовые основы сертификации. Основные положения закона «О защите прав потребителей»

Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный Закон среди них занимает центральное место. Все законодательные акты, действующие в России, приведены в соответствие с Законом "О защите прав потребителей", Правительство России на основе Закона "О защите прав потребителей " утверждает дополнительные подзаконные акты, правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.

Закон закрепляет право потребителей на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя, механизмы защиты потребителей, права которых нарушеныпри продаже недоброкачественных товаров либо ненадлежащем качестве выполненных работи оказании услуг. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон "О защите прав потребителей " вводит обязательную сертификацию.

Закон предусматривает право потребителя на информацию о предприятии изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который производит и продает товар.

14.4 Основные положения Закона “О сертификации продукции и услуг”

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

· Законом России “О сертификации продукции и услуг” а также законами "О стандартизации”, Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителей",

· Указами Президента и нормативными актами Правительства России;

· Подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации.

Цели закона “О сертификации продукции и услуг”:

· Создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Закон “О сертификации продукции и услуг” принят в 1993 г., в новой редакции в 1995 г, в 1998 г. вступил в силу Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон”“О сертификации продукции и услуг”, содержащий новые положения по сертификации для гармонизации российской системы сертификации с международными правилами и нормами и отвечающими требованиям по вступлению России в ВТО.

Согласно Закону сертификацию могут проводить государственные органы, организации, которые создают систему сертификации, испытательные лаборатории, центральные органы систем сертификации, а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Закон предусматривает создание системы сертификации только юридическими лицами и не регламентирует форму собственности юридического лица.

Законом предусмотрена обязательная и добровольная сертификация. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работам и услугам, реализуемым гражданам, определяются на основе Закона “О защите прав потребителей“. Организация и проведение работ по сертификации продукции и услуг осуществляет Государственный комитет по техническому регулированию и метрологии.

Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.

Обязательной сертификации подлежат:

· Товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровье потребителей и охраны окружающей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

· Средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

Партия товара, реализуемая через розничную торговую сеть или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявлять покупателю. Реализация товаров (в том числе и импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия, подтверждающего их соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещена. На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом (или сопроводительной документации, на таре или упаковке) должен быть установлен знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата или знака соответствия несет продавец (изготовитель).

Лекция №15 Тема 10 Основы квалиметрии. Размерность и размер показателей качества. Методы измерения качества. Экспертные методы оценки показателей качества. Кадастр показателей качества. Единичные и комплексные показатели качества.

15.1 Основы квалиметрии (Шишкин с.190)

Квалиметрия раздел метрологии, изучающий вопросы измерения качества. В ней используются те же законы, что и в области измерений физических величин, но существуют некоторые отличительные особенности. В частности, в области измерения физических величин мерами физических свойств объектов, явлений, процессов являются физические величины, например, масса, время, давление, сила и т.д. Мерами свойств, определяющих качество, служат показатели качества. Физические величины отражают объективные свойства природы, а показатели качества – общественную потребность в конкретных условиях. Так, например, масса – физическая величина, а масса изделия – показатель ее транспортабельности. Другие примеры: скорость – физическая величина, а эксплуатационная скорость автобуса – показатель его назначения, освещенность - физическая величина, а освещенность на рабочем месте – эргономический показатель.

15.2 Размерность и размер показателей качества Как и физические величины, показатели качества имеют размерность или могут быть безразмерными. Отвлеченное число, входящее в значение показателя качества (как и в значение физической величины) называют числовым значением и оно зависит от выбора единиц. В то же время размер показателей качества не зависит от выбора единиц. Например, трудоемкость изготовления и (или) эксплуатации продукции определяется количеством времени, затраченного на изготовление и (или) эксплуатацию единицы продукции и выражается в промышленности в нормо-часах. Очевидно, трудоемкость изготовления конкретного узла или агрегата (показатель технологичности продукции) не изменятся, если ее выразить, например, в человеко-днях. Другие отличия между измерением физических величин и показателями качества изложены в [6 ].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: