Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода.
Посылки – это исходные суждения, из которых выводят новое суждение.
Заключение – это новое суждение, полученное из посылок.
Вывод – это логический переход от посылок к заключению.
При анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать друг под другом, заключение – под горизонтальной чертой. Слово «значит» при этом не пишут.
Например:
«Все студенты ГФ СибГАУ изучают иностранный язык
Иванов А. А. является студентом ГФ СибГАУ
Иванов А. А. изучает иностранный язык»
Отношения логического следования между посылками и заключением предполагают связь между посылками (суждениями) по содержанию, если посылки (суждения) не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. Например, из суждений «Студент не получает стипендию, если он учится на коммерческой основе» и «Иванов А. А. не сдал экзамен по дисциплине «Основы рекламы»» нельзя получить заключения, так как суждения логически не связаны друг с другом.
Однако именно на этом зачастую строятся рекламные тексты, пользующиеся наибольшим успехом.
Например, реклама сока «Моя семья»:
«- Деточка, а ты не лопнешь?» (суждение в виде риторического вопроса, поскольку по смыслу является утверждением)
«- А ты налей и отойди»
«Моя семья»
Условия истинности выводного знания:
1) исходные посылки должны быть истинными и связанными по смыслу (содержанию);
2) в процессе рассуждения необходимо соблюдать правила вывода.
Виды умозаключений:
1) в зависимости от строгости правил вывода выделяют демонстративные (необходимые, т. е. заключения с необходимостью следующие из посылок) и недемонстративные (правдоподобные, т. е. заключения, предполагающие вероятностное следование из посылок). Примером демонстративного умозаключения может быть планирование стратегии рекламной кампании; примером недемонстративного умозаключения – планирование эффективности рекламной кампании;
2) по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках, и умозаключением выделяют три вида: дедуктивные (от общего к частному), индуктивные (от частного к общему), умозаключения по аналогии (от частного к частному).
Примером дедуктивного умозаключения может служить реклама крема «Чистая линия», в которой сначала говорится о полезных свойствах брусники, а затем – о пользе крема с экстрактом брусники: «Среди многих растений лесной зоны самое удивительное – брусника. Поздней осенью листья брусники содержат максимальное количество тонизирующих веществ. Именно поэтому экстракт брусники стал основой для нового тонизирующего крема, созданного лабораторией «Чистая линия». Крем «Чистая линия» с экстрактом брусники насыщает кожу витаминами, увлажняет ее и прекрасно тонизирует».
Примером индуктивного умозаключения в рекламе могут служить рекламные сообщения с использованием свидетельств сразу нескольких людей, из аргументов которых делается общий вывод («Ariel»: «9 женщин из 10 выбрали рубашку, выстиранную с помощью «Ariel», вместо новой»).
Примером умозаключения по аналогии служит реклама стиральных порошков («Если обычный порошок стирает также, то зачем платить больше?»). Аналогия может использоваться также и при выведении на рынок нового товара известного производителя. Это может быть ссылка на уже раскрученный товар, имеющий благоприятный имидж. Примером последнего может служить слоган зубной пасты «Blendax»: «Blendax от производителя Blend-a-med». Тот же подход использован в рекламе йогуртов: «Danissimo от Danon». В рекламе кино-продукции этому соответствует не менее известная фраза «От создателя фильма …».
Итак, мы вкратце рассмотрели такие основные формы мышления как понятие, суждение и умозаключение и выявили их значение для деятельности специалиста по рекламе.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какие формы мышления Вы знаете? В чем заключается их отличие? Приведите примеры.
2. Какова роль понятия в познании и в практике специалиста по рекламе? Приведите примеры.
3. Дайте логическую характеристику понятиям «Закон о Рекламе», «специалист по рекламе», «антиреклама», «реклама в местах продаж на примере системы супермаркетов «Командор». Придумайте свой пример.
4. Какие операции над понятиями Вы знаете? Приведите примеры.
5. Используя классификацию отношений между понятиями, приведите примеры совместимых и несовместимых понятий из области деятельности специалиста по рекламе.
6. Какова роль суждения в познании и в практике специалиста по рекламе? Приведите примеры.
7. Приведите примеры (из области деятельности специалиста по рекламе) общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных и частноотрицательных суждений.
8. Какова роль умозаключения в познании и в практике специалиста по рекламе? Приведите примеры.
9. Приведите примеры (из области деятельности специалиста по рекламе) видов демонстративных, недемонстративных, дедуктивных, индуктивных, а также умозаключений по аналогии.