Здравый смысл

Здравый смысл – это общее, присущее каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.

Здравый смысл в основе своей не является знанием, скорее, это способ отбора знания, благодаря которому различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности (в которые не стоит впадать). Здравый смысл играет особую роль в аргументации при обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека.

Аргумент к здравому смыслу – это ссылка к чувству здравого смысла, несомненно, имеющемуся у аудитории, с целью поддержки выдвигаемого положения. Здравый смысл – одно из ведущих начал человеческой жизни, проявляющееся, прежде всего, в суждениях о правильном и неправильном, годном и негодном для человека.

Не смотря на то, что здравый смысл касается в первую очередь социальной жизни, по своей природе он универсален, поскольку способен судить о любой деятельности и ее результатах, включая деятельность специалиста по рекламе. Например, в условиях экономического кризиса 2009 г. здравый смысл «подсказывал», что «пустые» билборды говорят только об одном: если люди не размещают рекламу, значит это им не так уж и важно, значит и мне (другому потенциальному рекламодателю) не нужно, а потому значительная часть билбордов стала активно заполняться информацией типа: «Витамины нужны весной, а реклама всегда» и т. п., заполняя вынужденные «пробелы».

Апелляция к здравому смыслу неизбежна и в гуманитарных науках, вплетенных в историческую традицию и являющихся не только ее пониманием, но и ее продолжением.

Вкус

Аргументация к вкусу – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения.

Понятие вкуса первоначально было моральным, и лишь впоследствии его употребление сузилось до эстетической сферы. Идея человека, обладающего вкусом, пришла в XVII веке на смену христианскому идеалу придворного и была идеалом, так называемого, образованного человека с «хорошим вкусом».

Хороший вкус не является субъективным, он предполагает способность дистанцироваться от себя самого и групповых предпочтений. Понятию хорошего вкуса противостоит понятие отсутствия вкуса (отсюда - понятие безвкусица), а не понятие плохого вкуса.

Широко распространено мнение о том, что о вкусах не спорят: приговор вкуса обладает своеобразной непререкаемостью. Безусловно, с этим можно поспорить и, что самое главное, сделать одной из козырных карт аргументации в практике специалиста по рекламе. Это связано с тем, что вкус претендует на общую значимость. Особенно наглядно это проявляется в феномене моды, тесно связанном со вкусом.

Мода касается быстро меняющихся идей, нравов, вещей и воплощает в себе не только особенности вкуса, но и определенный способ поведения. Будучи формой общественной деятельности, мода создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться. Вспомним известное выражение А. С. Пушкина: «Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай – деспот средь людей».

Аргумент к моде является частным случаем аргумента к вкусу и представляет собой ссылку на согласие выдвинутого положения с господствующей в данное время модой.

Следует отметить, что вкус не сводится к правилам и понятиям и не является системой образцов, на основе которых выносится оценочное суждение (вспомним авторскую телепередачу «Модный приговор»). Вкус присущ не каждому и предполагает не совпадение с суждениями других по любому конкретному поводу, а одобрение суждений вкуса некоторой «идеальной» общностью. Вкус несет на себе отпечаток общественной жизни и изменяется вместе с ее изменением. Суждения вкуса, относящиеся к разным эпохам или к разным обществам, обычно оказываются несовместимыми друг с другом.

Все вышесказанное позволяет рассматривать вкус в качестве не менее важной аргументации, чем например аргумент к традиции, в деятельности специалиста по рекламе.

Итак, мы вкратце рассмотрели способы контекстуальной аргументации: традицию, авторитет, интуицию, веру, здравый смысл, вкус и выявили их значение для деятельности специалиста по рекламе.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Каковы основные области применения аргумента к традиции? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

2. Каковы основные области применения аргумента к авторитету? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

3. Какова роль образцов в нашей жизни? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

4. Какова роль антиобразцов в нашей жизни? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

5. Каковы основные области применения аргумента к интуиции? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

6. Каковы основные области применения аргумента к вере? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

7. Каковы основные области применения аргумента к здравому смыслу? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

8. Каковы основные области применения аргумента к вкусу? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

9. Каковы основные области применения аргумента к моде? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: