Под интуицией понимают прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции характерна неожиданность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути.
Отметим, что за способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания.
Предполагается, что в основе психологического механизма интуиции лежит способность человека отражать в ходе информационно-практического взаимодействия с окружающей средой не только прямой (осознанный), но и «побочный» (неосознанный) продукт. В результате чего, при определенных условиях возникает возможность осознания этой ранее неосознанной части, ее прорыв в виде озарения, интуиции. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.
Интуитивная аргументация – это ссылка на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения.
В чистом виде интуитивная аргументация является редкостью. Тем не менее, интуиция играет заметную роль в познании и практической деятельности. Особенно наглядно это проявляется при постановке диагноза, в военных сражениях, в случаях морального выбора и т. д., что дает возможность использовать данный аргумент и в деятельности специалиста по рекламе при планировании рекламных кампаний, разработке и продвижении рекламного продукта, разработке рекламного сообщения, создании упаковки товара и т. п.
|
|
Однако следует помнить, что интуитивно очевидное для одних может не быть очевидным для других (американцы называют это «стрельбой поверх голов» как разговором о чем-то непонятном аудитории). Если человеку что-то непонятно в рекламном сообщении, он просто перевернет страницу или переключит канал…
Примером подобного непонимания может служить рекламная кампания сети спортивных магазинов «Пан Спортсмен». Авторы этой идеи явно были почитателями телевизионной передачи 1980-х гг. «Кабачок 13 стульев», одним из персонажей которой был некто «Пан Спортсмен». Опрос современной молодежи (основной целевой аудитории этих магазинов) выявил полное непонимание заложенной в это название идеи.
Вера
Интуиции близка вера – глубокое, искреннее убеждение в справедливости какого-то положения.
Вера заставляет принимать какие-то положения за достоверные и доказанные без критики и обсуждения. Самодостаточную веру (которая служит оправданием сама себе) иногда называют «слепой». Например: религиозная вера в чудо не требует какого-либо обоснования чуда, кроме самого акта веры в него.
Вера не гарантирует истины. Например, если потребитель верит, что рекламируемое средство избавляет разом от всех проблем, то отсюда не следует, что это действительно так.
|
|
Отметим, что ссылка на твердую веру, решительную убежденность в правильности какого-либо положения может использоваться в качестве аргумента в пользу принятия этого положения. Однако аргумент к вере кажется убедительным и веским, как правильно, лишь тем, кто разделяет эту веру или склоняется ее принять. Другим аргумент к вере может казаться субъективным или почти что пустым: верить можно и в самые нелепые утверждения. Например, реклама косметических средств, обещающих вечную молодость.
Тем не менее, возможны ситуации, когда аргумент к вере оказывается едва ли не единственным. Это – ситуации радикального, непримиримого «разноверия». В таких случаях убедить оппонента разумными доводами невозможно и остается только крепко держаться за свою веру и объявить противоречащие взгляды безумными, безнравственными т. п. (примером могут служить дебаты в авторской телепередаче «К барьеру!»). Там, где рассуждения и доводы бессмысленны, выражение твердой, неотступной убежденности может со временем сыграть свою роль.