Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Лабораторные эксперименты чаще применяют для изучения физиологических и нейропсихологических явлений.
Естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности. Испытуемый может и не знать о факте своего участия в естественном эксперименте. А.Ф.Лазурский, который ввел в научный оборот данный вид эксперимента, подчеркивал, что чем сложнее исследуемое психическое явление, тем более естественной должна быть окружающая обстановка.
Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоего положения дел, но и его изменение. Например, в том случае, когда низкая успеваемость отдельных учащихся вызвана высокой тревожностью, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующему эксперименту.
Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью формирующего. Он направлен на апробацию метода обучения. После успешной апробации метод начинают называть программой.
|
|
III. Вспомогательные методы
Контент-анализ – метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в этих текстах.
Анализ тем рассказов для детей дает информацию о степени мотивации на достижения. Контент-анализ комиксов способен выявить материалистическую ориентацию в рамках исследуемой культуры или субкультуры (дома, сооружения, компьютеры, автомобили, средства связи)
Моделирование – это построение логической копии изучаемого предмета или явления; при этом изучаемое явление всегда упрощается в целях выявления наиболее существенных сторон и связей между ними.
Наличие частичного подобия – гомоморфизма - позволяет использовать модель как заместитель или представитель изучаемого явления. Существуют математические модели обучения, информационные модели восприятия, внимания, памяти и мышления.