Содержание

Методы психодиагностики

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта»

Содержание

Методики для оценки личностных особенностей.. 5

Методика «Несуществующее животное». 5

Тест Д. Голланда по определению типа личности.. 8

Использование в целях профориентации метода портретных выборов. 10

(Тест восьми влечений Сонди) 10

Активизирующие профориентационные опросники.. 13

Общая характеристика методик.. 13

Как поживаешь?. 14

Активизирующий профориентационный опросник «Моды». 19

Активизирующий опросник «ЗА И ПРОТИВ». 23


Особенности профориентационной работы психолога со старшеклассниками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа и, прежде всего, потребностью юноши стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диагностики и коррекции поведения взрослых (естественно, при условии их соответствующей адаптации).

При этом надо понимать, что профессиональное самоопределение – это только часть процесса жизненного, социального самоопределения, требующего от молодого человека прежде всего – личностной зрелости, психологической готовности к выбору, высокого уровня развития нравственно-волевых качеств. Важным является также социальная адаптированность молодого человека, позитивное отношение к себе, своему окружению и своему будущему, умение планировать и организовывать собственную жизнь.

Среди основных причин, обуславливающих трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников и требующих вмешательства психолога, необходимо выделить прежде всего следующие:

  • психофизиологический уровень;
  • индивидуально-личностный уровень;
  • социальный уровень.

На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт от:

  • незавершенности полного физического развития;
  • ощущения своей физической непривлекательности;
  • неустойчивости эмоциональной сферы;
  • особенностей высшей нервной деятельности;
  • высокого уровня ситуативной тревожности.

Наиболее информативными диагностическим методиками в данном случае могут служить наблюдение, беседа, аппаратурные методы, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-факторного опросника Р. Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч. Спилбергера.

Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих формированию юноши на индивидуально-личностном уровне, можно отметить:

  • задержку развития теоретического мышления;
  • отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;
  • маленький объем оперативной памяти;
  • неразвитость основных компонентов внимания;
  • нереалистичность воображения, оторванность его от практики;
  • высокий уровень личностной тревожности;
  • чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной системы;
  • несформированность волевой сферы.

Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня проявляются у старшеклассника в:

  • недостаточном уровне самостоятельности;
  • неадекватности самооценки и уровня притязаний;
  • несформированном мировоззрении, нравственных эталонов;
  • отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений;
  • сохранении подросткового негативизма;
  • неудовлетворенности собой.

Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другими людьми на микрогрупповом уровне, проявляются в тех основных сферах: общении в семье, общении с учителями и сверстниками. Они могут быть определены следующим образом:

  • несформированность навыков общения;
  • неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств;
  • преобладание эгоистических тенденций;
  • излишняя критичность, скептицизм;
  • неприятие позиций и требований взрослых;
  • неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;
  • ярко выраженные тенденции к демонстративности, оргинальничанью;
  • проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Если попытаться выделить причины, ведущие к трудностям адаптации юноши на социальном уровне, то здесь наиболее часто обращают на себя внимание соотношения таких вопросов, как:

  • понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы;
  • отношение к общественной жизни страны;
  • отношение к различным видам труда;
  • реальные возможности в овладении профессией;
  • профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;
  • совпадение учебных и профессиональных интересов;
  • чувство долга и стремление к социальному одобрению.

В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой – собственно, по её влиянию на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультационного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изменения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, то он может оказаться не готовы к их принятию, или же эффект воздействия окажется слишком кратковременным.

Поэтому при проведении психологической диагностики в целях профориентации необходимо вначале обратить внимание на общую личностную зрелость оптанта, а лишь потом – на собственно профессиональные склонности и возможности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: