Создание и работа земских учреждений в Тверской губернии

В 1864 г. появился закон о создании в России земских учреждений. На них возлагались задачи не управления, а ведения хозяйственных дел. Участвовать в выборе земств могли только землевладельцы (в Тверской губернии — имеющие не менее 12,5 десятин) и владельцы городской собственности.

В Тверской губернии земская реформа началась в 1866 г. Выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей. Крестьян некоторых местностей приходилось заставлять участвовать в выборах.

В первом Тверском губернском земском собрании 60 мест из 86 получили дворяне, 12 — купцы, столько же — крестьяне. В дальнейшем представительство дворян ещё увеличилось. Гласные, то есть депутаты земских собраний, представляли преимущественно крупное землевладение.

Одной из важных причин введения земских учреждений стало истощение государственной казны. Правительство не имело средств для поддержания и развития местного хозяйства, поэтому содержание земств возлагалось на население.

Тверское земство было одним из самых заметных в России. Его деятели стремились использовать данные им права для улучшения жизни и быта крестьян. Одной из больших проблем в губернии являлось растущее разорение крестьянских хозяйств. Уездные земства разработали план развития артельных производств. Крестьяне, страдавшие от малоземелья и не имевшие средств для расширения хозяйства, объединялись в артели. Использовались сложившиеся в губернии хозяйственные традиции, создавались новые виды производств.

Активно развивалось молочное животноводство. Для обработки его продукции образовывались сыроваренные и маслодельные артели. Создателем их стал Николай Васильевич Верещагин, изучавший молочное производство в Швейцарии. В с. Едимонове Корчевского уезда, на волжском левобережье, он открыл первую в стране школу молочного хозяйства. Традиция артельного сыроварения распространилась из Тверской губернии по всей России. Появились сыроварни в северных районах страны и на Кавказе.

Опыт создания других артельных производств — сапожных, кузнечных, смолокуренных — оказался менее удачен. Они не могли соперничать с промышленными предприятиями.

Другой попыткой улучшения положения крестьян стала организация сельского кредита. Чтобы предоставить сельским общинам денежные средства для покупки земли, земство начало выдачу ссуд. Но эта небольшая помощь не могла изменить ситуацию малоземелья.

Тверское земство старалось организовать продовольственную помощь населению в неурожайные годы. Крестьянам продавали на льготных условиях сельскохозяйственные орудия, инвентарь, удобрения. Для расширения пахотных земель на средства земств осушали болота.

Деятельность земств существенно изменила состояние здравоохранения в губернии. На их средства создавались фельдшерские пункты, открывались больницы. Врачи боролись с эпидемиями, распространялось прививание от оспы. В губернии открыли более 40 врачебных пунктов. Из-за платного характера лечения долгое пребывание в больнице оказывалось дорогим. Однако земства не имели возможности снять плату.

Плохо обстояло дело с охраной здоровья на фабриках. Хотя по закону на предприятиях полагалось иметь больницы, это требование не везде выполнялось. По инициативе земств в губернии ввели должности попечителей, которые стали следить за постановкой врачебного дела на фабриках.

Благодаря заботам земства, больница для душевнобольных в с. Бурашеве под Тверью стала одним из образцовых лечебных заведений в России. В целом медицинское обслуживание намного улучшилось, земские врачи пользовались всеобщим уважением.

Важнейшим направлением деятельности тверского земства являлось народное образование. Содержание школ составляло самую большую статью расходов в бюджете тверского земства. С начала реформы до конца века число начальных земских школ увеличилось с 240 до 500.

Для подготовки учителей земство открыло в Твери в 1870 г. женскую учительскую школу. Сначала она существовала на средства создавшего её члена губернской земской управы П.П. Максимовича, а затем содержанию школы активно помогало земство. Со временем в учебный план включили иностранные языки, русскую литературу, методики преподавания школьных предметов. Из Петербурга П.П. Максимович пригласил квалифицированных педагогов. За первое десятилетие работы школа подготовила более ста учительниц.

Учительская школа открылась в 1871 г. в Торжке. У земства появились свои кадры преподавателей. Это давало возможность увеличить число школ.

Для улучшения работы учебных заведений в губернии проводились учительские курсы, на которых обменивались опытом, заслушивали научные доклады. В уездах создавались педагогические библиотеки. В результате деятельности земства широкое распространение в губернии получила грамотность.

Со временем земские учреждения становились центрами общественной жизни, объединявшими тех, кто стремился быть полезным народу, хотел улучшить его положение.

36. Культура Тверского края во 2 пол.XIX-н. XX вв.

Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению древних языков — латинского и древнегреческого, классической культуры. В 1875 г. открылось Тверское реальное училище, где изучали математику, физику, механику, черчение, моделирование. В гимназию и реальное училище принимали детей из всех сословий, но на платной основе

Среднее учебное заведение для девочек, первое в российской провинции, образовалось в Твери в 1858 г. из частного пансиона. Выпускницы гимназии могли работать учительницами и гувернантками.

Появились в губернии и ремесленные школы. В 1871-1873 гг. во Ржеве действовала земская техническая школа, готовившая техников для местных предприятий. В Твери в 1877 г. создали школу ремесленных учеников, в Бологом в 1878 г. — техничес-

кое железнодорожное училище. В Вышнем Волочке открылась школа кондукторов путей сообщения, выпускавшая чертёжников и техников для инженерной службы железных, шоссейных и водных дорог.

Существовали и частные школы. Среди них особой известностью пользовалась Татевская, в Вельском уезде. Её создатель, ученый и педагог С.А. Рачинский, организовал при школе интернат, чтобы крестьянские дети из самых дальних селений уезда тоже могли получать образование. Школьников обучали музыке и живописи, имелись ремесленные классы. Вся жизнь в школе устраивалась, как в хорошей крестьянской семье.

К Рачинскому приезжали за опытом из разных уголков России.

После проведения реформ образование стало доступно всем слоям общества. К концу XIX в. по грамотности населения Тверская губерния занимала одно из первых мест в стране.

В 1866 г. в здании Тверской гимназии открылся музей. Его организации помогали тверской губернатор П.Р. Багратион и известный общественный деятель Ф.Н. Глинка. Первым заведующим стал историк М.И. Рубцов. Благодаря усилиям губернской интеллигенции и властей, Тверской музей за короткое время стал одним из лучших провинциальных музеев России. В 1889 г. создали музей при городском училище в Осташкове.

Огромную роль в духовной жизни губернии сыграла Тверская ученая архивная комиссия (ТУАК), образованная в 1884 г. По решению правительства, такие учреждения создавались в России для сбора сведений об историческом и культурном прошлом. Тверскую комиссию учредили в числе первых четырёх в стране. Её председателем избрали Августа Казимировича Жизневского, крупного губернского чиновника. Жизневский занимался археологией, писал работы по истории Тверского края, долгие годы заведовал Тверским музеем.

В комиссии собрались лучшие представители тверской интеллигенции, патриоты края, интересовавшиеся его прошлым. Приходские священники, чиновники, губернские помещики посылали туда собранные ими сведения, делали доклады, публиковали свои работы. В деятельности ТУАК принимали участие и губернские власти. Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) свёл воедино сведения о духовной истории края и, уже будучи казанским архиереем, издал «Тверской патерик» — собрание сведений о местночтимых святых. Книга В.А. Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» стала лучшим в России губернским археологическим каталогом.

Комиссия активно вовлекала в свою деятельность виднейших столичных историков, собиравших материалы о тверских землях. За тридцать лет своего существования ТУАК издала свыше ста краеведческих 1 книг и брошюр — больше, чем любая другая архивная комиссия в стране. Она заложила научную основу изучения края.

В общественной жизни России большим влиянием пользовались «властители дум» — писатели. На литературной карте Тверской земли много выдающихся имён.

Одно из самых ярких — имя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Великий сатирик родился в с. Спас-Угол Калязинского уезда (ныне Московская область). Там он провёл своё детство и позже, в годы учёбы в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее, часто приезжал на родину. В 1856 г. Министерство внутренних дел направило его в Тверь по делам службы. В «Пошехонской старине» и других очерках писатель отразил увиденные картины чиновного казнокрадства и вседозволенности.

В период подготовки и проведения реформы 1861 г. Салтыков-Щедрин исполнял обязанности тверского вице-губернатора. Он старался ограничить помещичий произвол, боролся со взяточничеством, воровством. В документах корпуса жандармов есть характеристика, данная тверскому вице-губернатору: «...сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных...». По инициативе М. Е. Салтыкова-Щедрина за злоупотребления служебным положением чиновников отдавали под суд. Жандармы отмечали, что «...впечатление.:, произведённое этими распоряжениями на служащих в уездах, весьма натурально не в пользу Салтыкова».

Черты губернской жизни писатель отразил в романе «Современная идиллия», в очерках «Наши глуповские дела», «Характеры», «Клевета» и других. Михаил Евграфович был близко знаком с деятелями тверского либерального земства A.M. Унковским и А.И. Европеусом, с декабристом М.И. Муравьёвым-Апостолом, жившим в Твери после сибирской каторги. Выйдя в отставку, писатель уехал в Петербург, но не раз приезжал на родину, поддерживал связи со своими тверскими друзьями.

В 1856 г. по губернии путешествовал Александр Николаевич Островский. Великий драматург участвовал в литературно-этнографической экспедиции по Волге, проводившейся Морским министерством. За несколько месяцев он побывал в Осташкове, Ржеве, Зубцове, Старице, Твери, Торжке, Корчеве, Кимрах, Калязине, в поволжских сёлах. Результатом поездки стали очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Живя в Твери, Александр Николаевич изучал провинциальную жизнь и быт, интересовался местными промыслами и ремёслами. В доме A.M. Унковского он читал пьесу «Свои люди — сочтёмся».

Путевые впечатления, яркая речь волжан побудили драматурга к созданию «Волжского словаря», куда он включал услышанные слова и выражения. Некоторые эпизоды тверских путешествий отразились в широко известных пьесах «Гроза», «На бойком месте» и других.

В начале 1880-х гг. в Тверскую губернию приезжал Лев Николаевич Толстой. Он побывал в Прямухине, где встречался со своим знакомым по Севастопольской обороне А.А. Бакуниным. Другую поездку в Тверскую губернию, на охоту в Вышневолоцкие леса, он описал в рассказе «Охота пуще неволи».

Фёдору Михайловичу Достоевскому после возвращения из сибирской ссылки запретили проживать в Санкт-Петербурге и Москве. Местом жительства он избрал Тверь и пробыл в ней с августа по декабрь 1859 г. В гостинице Гальяни писатель снимал постоянную квартиру. Пребывание в Твери казалось ему тягостным. Здесь Достоевский работал над романом «Село Степанчиково и его обитатели», над «Записками из мёртвого дома», «Униженными и оскорблёнными». Описания города, образы тверских знакомых встречаются на страницах его произведений.

В 1895 г. в Тверской губернии побывал Антон Павлович Чехов. Он ненадолго приезжал к своему другу, художнику И.И. Левитану, работавшему на Удомельских озёрах, в имении Горка. Тверские впечатления, как считается, отразились в пьесе «Чайка», над которой он тогда работал.

В начале XX в. в имении Слепнёво под Бежецком подолгу жила Анна Андреевна Ахматова. Здесь созданы замечательные стихи, вошедшие в сборники «Белая стая» и «Подорожник». Немало трудностей выпало на её долю уже в те годы. Но именно здесь Ахматова постигла коренную, глубинную, деревенскую Россию. Она считала с тех пор Слепнёво своей второй родиной и написала:

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

о смерти Господа моля,

но всё мне памятна до боли

тверская скудная земля.

Её муж, замечательный поэт Николай Степанович Гумилёв, также не раз приезжал в родовое имение, что отразилось в его литературном творчестве. На бежецкой земле провел детство и юность их сын Лев Николаевич Гумилёв, выдающийся русский историк, этнолог и географ.

В устье Шоши, в Корчевском уезде, располагалась старинная д. Низовка. В ней прожил долгую, трудную и счастливую жизнь крестьянина и поэта Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Стихи Дрожжина — живая речь народа, образно выраженные чувства и мысли русского человека-труженика. Великий немецкий поэт P.M. Рильке специально приезжал к нему в Низовку и позднее перевёл на немецкий язык многие стихи Дрожжина.

Литературные произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы, создали в начале века в Тверском крае Андрей Белый, Владислав Ходасевич, Вячеслав Шишков, Александр Куприн и другие известные писатели.

С Тверской землёй связаны и многие замечательные русские музыканты. В 1829 г. в Вышнем Волочке родилась великая певица Дарья Михайловна Леонова. Её детские годы прошли в д. Рыжково Осташковского уезда (ныне Селижаровский район). Позже Леонова переехала в Петербург. Случай помог ей попасть в театр и учиться пению. Удивительный голос певицы сразу покорил столичную публику. Её талантом восторгался М.И. Глинка. Певица много выступала в российских городах. В зале Тверского дворянского собрания Дарье Михайловне аккомпанировал М.П. Мусоргский. С огромным успехом проходили гастроли Леоновой по Европе, Америке, Японии.

Из Тверской губернии происходила другая знаменитая певица Елизавета Андреевна Лавровская. Она родилась в Кашине в 1845 г. Закончив Петербургскую консерваторию, Лавровская с огромным успехом пела на оперной сцене. Её голос восхищал П. И. Чайковского, который посвятил Елизавете Андреевне ряд романсов, просил быть исполнительницей многих своих произведений.

В 1861 г. в Бежецке родился замечательный музыкант Василий Васильевич Андреев. Детство он провёл в имении Марьино под Удомлей. Закончив гимназию, Андреев уехал учиться за границу. Вернувшись, он создал Великорусский оркестр народных инструментов, с которым гастролировал по России, в европейских странах и в Америке. Под бурные овации оркестр Андреева выступал в Твери, в зале Дворянского собрания.

Выдающийся собиратель русских народных песен Тертий Иванович Филиппов родился во Ржеве в 1826 г. Закончив гимназию, он уехал в Москву, затем в Петербург, сделал блестящую карьеру, возглавив министерство государственного контроля России. Всю жизнь Тертий Иванович посвятил сбору русских народных песен, в том числе и на тверской земле. В 1882 г. вышел его сборник народных песен, обработанных Н.А. Римским-Корсаковым.

С Тверским краем связаны жизнь и творчество многих прекрасных художников. Крепостного крестьянина Григория Васильевича Сороку взяли в услужение в имение Островки Вышневолоцкого уезда. Рисовать он научился самостоятельно. Живший неподалёку А.Г. Венецианов заметил дар молодого художника. С разрешения хозяина-помещика Сорока стал посещать известного мастера и брать у него уроки живописи. Ни освободить крепостного, ни отправить его учиться барин не захотел. За жалобу на помещика Сороку, получившего после 1861 г. вольную, арестовали и били плетьми. Не выдержав унижения, художник покончил с собой. Его картины «Гумно», «Вид имения Спасское Тамбовской губернии», «Портрет Милюковой» — прекрасные образцы русской живописи.

В с. Пруды Весьегонского уезда (ныне Краснохолмский район) в семье крепостных в 1832 г. родился художник Павел Петрович Чистяков. Окончив Бежецкое уездное училище, он поступил в Петербургскую Академию художеств. Его кисти принадлежат замечательные полотна итальянского цикла: «Римский нищий», «Итальянец-каменотёс» и др. В Красном Холме художник написал картину «Нищие дети» и портрет матери, хранящийся в Тверской картинной галерее. Среди учеников Павла Петровича — В.А. Серов, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, М.А. Врубель.

В верховьях Волги и на Селигере работал Иван Иванович Шишкин. В дд. Коковкино и Волговерховье, на селигерских островах Столбном и Городомле знаменитый художник написал в 1890-1891 гг. много пейзажных полотен. Среди них — «Первый мостик через Волгу» и «Лес Ниловой пустыни».

Исаак Ильич Левитан впервые побывал в Тверской губернии в 1890 г. В имении Панафидиных в Старицком уезде он услышал легенду о дочери мельника, утопившейся в омуте из-за несчастной любви и превратившейся в русалку. Под этим впечатлением Левитан создал картину «У омута». Он также писал этюды в Бернове и в Курово-Покровском.

В 1895 г. Исаак Ильич побывал в окрестностях Удомли и с тех пор подолгу жил там. Величие озёрного края, прекрасные пейзажи воплотились в картины «Хмурый день», «Март», «Весна — большая вода», «Озеро» и полотно поразительной силы — «Над вечным покоем». В усадьбе Горка художник создал «Золотую осень». «Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя», — писал Левитан А.П. Чехову.

Неподалёку от Твери, в имении Домотканово, много лет работал Валентин Александрович Серов. Здесь он написал «Девушку, освещенную солнцем» — один из шедевров русской портретной живописи, а также пейзажи «Заросший пруд. Домотканово», «Ели», «Дуб», «Зимой», «Октябрь. Домотканово». Серов выполнил немало портретов местных жителей. Ныне в Домотканове музей В.А. Серова.

В Вельском уезде Смоленской губернии (ныне Оленинский район) в д. Шитики родился в 1868 г. художник Николай Петрович Богданов. Талант крестьянского мальчика заметил С.А. Рачинский и отдал его учиться в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры. Позже Богданова определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учил В.Д. Поленов. Став впоследствии академиком живописи, Николай Петрович добавил к фамилии псевдоним Вельский, в память о родине. На бельской земле он создал самые известные картины. Среди них — «Устный счет», написанный с натуры в Татевской школе и купленный для Третьяковской галереи. Воспоминаниями детства навеяны картины «У дверей школы», «Проба голосов», «Сочинение».

В вышневолоцких и удомельских краях работал пейзажист СЮ. Жуковский, ученик И.И. Левитана. Известность ему принесли полотна «Бессонная ночь. Светает», «Печальные думы», «Бабье лето»», «Лунная ночь» и другие, созданные в имениях Бережок, Всесвятское, Островки.

На оз. Мстино в Вышневолоцком уезде в 1884 г. благотворитель В.А. Кокорев организовал приют для студентов Академии художеств. Многие русские художники жили и творили на Академической даче: И.Е. Репин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, И.И. Творожников и другие. До настоящего времени на месте приюта действует Дом творчества Союза художников России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: