Общий взгляд

Лекция

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Содержание:

1. Общий взгляд.

2. Школа в Древнем Египте.

3. Воспитание и обучение в Древней Индии.

4. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.

Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и среднего мира. Учебное пособие для высшей школы. – М.: Издательство «Совершенство»; 1999. – 222 с.

2. История педагогики образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для переходных учебных заведений / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.

Дополнительная литература

1. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 352 с.

2. Духовнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философии образования. Серия «Учебники, учебные пособия: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 480 с.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

4. Коджаспирова Т.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2003. – 224 с.

5. Цирульникова А.М. История образования в портретах и документах: Учеб пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

Общий взгляд

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тыся­челетию до н.э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически дли­тельным. Разновременность возникновения новых обществен­ных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущест­венно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока со­хранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной се­мьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как "Законы вавилонского царя Хаммурапи" (1750 до н. э.), книга "Притч иудейского царя Соломона" (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская "Бхагавадгита" (середина 1-го тысячелетия до н.э.) и др.

Одновременно с укреплением общественных государствен­ных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый соци­альный институт - школа.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, геогра­фических и других факторов. Хотя хронологически эти цивили­зации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения. Это же сходство — объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную — от общинно-родового строя к социально-дифференцированному обществу эпоху. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, не­смотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу такой типологичности слу­жит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3-2-м тысячелетии до н. э. Не будучи связаны с остальным ми­ром, они, тем не менее, выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древнейших цивилизаций Древнего Востока.

Воспитание стало определяться главным образом обществен­ным и имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосред­ственных интересов и потребностей детей, и постепенно превра­щалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны - к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучении подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период исто­рии, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э. начали частично дополняться соб­ственно письменностью - клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности - важный фак­тор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографи­ческого письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится более сложным и требует специально­го обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с по­явлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к уп­рощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение ум­ственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока разви­вались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировал­ся в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была разви­та крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, кас­те, социальной страте. Отсюда и акцент на жестких формах и методах воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем, в конеч­ном счете, возникновение школ отвечало определенным экономи­ческим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними меня­лись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным; числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для по­полнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов. Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был долгим и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского насе­ления способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. По­мимо детей, представителей аристократии и служителей куль­та, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по-прежне­му обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог движения общества, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значитель­ных потерь из накопленного в прошлом, что ранее было неизбежно.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматри­вать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как ре­зультаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Ци­вилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие вит­ки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Егип­та, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника: были созданы оригинальная письменность, система музыкаль­ной записи, процветали различные искусства. В древних горо­дах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили рос­кошные дома для знати. В центре города возвышалось куль­товое здание-башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребнос­тью хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где гото­вили писцов, получили название домов табличек (пошумер­ски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревян­ным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали поль­зоваться деревянными табличками: их покрывали тонким сло­ем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, за­тем - при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного обра­зования того времени помогают клинописные глиняные таблич­ки, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Среди них - те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750-е гг. до н. э.), зако­ны Ассирии (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633-го г. до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархаль­но-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шу­мерском "Сказании о сотворении мира" и законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.

Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как это следует, напри­мер, из "Кодекса Хаммурапи" за подготовку сына к жизни и обу­чение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.

Вначале школьное обучение служило для подготовки пис­цов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и про­свещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тыся­челетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались де­сятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учи­телем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упраж­нения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дис­циплиной.

Обучение было платным. Размер платы зависел от автори­тета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава се­мьи призывает сына школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей.

Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семей­ной общины. Возглавлял эдуббу " отец учитель"; остальные преподаватели именовались "братьями отца". Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы.

Обучение предусматривало прежде всего подготовку к ре­меслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинопи­си. За годы учения они должны были изготовить полный ком­плект табличек с заданными текстами.

Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал препо­даватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запомина­ние столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Ис­пользовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым объектом. При этом ученики делились на пары и под руководством учи­теля доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.

Процесс образования в "домах табличек" был сложным и трудоемким. Вначале школяра учили читать, писать и счи­тать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных ис­торий, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в «доме табличек» становился облада­телем своего рода интегрированной профессии, получив сово­купность различных знаний и умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изу­чались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н. э. шумерский язык перестал быть сред­ством общения и изучался как язык науки и культов. В зави­симости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии и пр.

Выпускник эдуббы должен был знать арифметические дей­ствия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбирать­ся в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разби­раться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жре­цов, пастухов и ремесленников.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая по­ловина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образова­ния выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели мно­жество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духо­венства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.

Особое внимание уделялось обучению математике. Образо­ванные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квад­ратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и спо­собах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов.

В этот период появились эдуббы для девушек из знатных се­мей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными центрами такого рода были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов сви­детельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

2. Школа в Древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подрост­ка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился оп­ределенный психологический тип личности. Идеалом древ­него египтянина считался немногословный, стойкий к лишени­ям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обуче­ние и воспитание.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отра­жало характер взаимоотношений между женщиной и муж­чиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало "связать в единый узел" (вот почему сло­ва "знание", "учение" и "узел" изображались одним и тем же иероглифом).

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слу­шаться. В ходу был следующий афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. На ученика постоянно сыпались уда­ры. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".

Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор "Поучения гераклеопольского царя" (XIII в. до н. э.) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи про­фессии по наследству.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских настав­лений типа: "Лучше уповать на человеколюбие, нежели на зо­лото в сундуке", "Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.

Как ни был силен консерватизм древнеегипетской цивили­зации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматри­вались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно осуждал тех, кто отходил от традиционной покорности и безы­нициативности. Он пишет, что такие люди уподобляются рас­тению, лишенному тепла и воды.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Таким образом, семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали дет­ские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго спе­циального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями раз­вивали силу, выносливость, ловкость.

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник".

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще пи­сали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в эту эпоху появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия.

Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: деревянная чашечка для воды, дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску применяли для обозначения пунктуации и выделения главных по смыслу фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед оче­редным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписыва­ли и заучивали.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Преподавались знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пирамид, для определения количества уро­жая, для астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н.э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различ­ных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей зна­ти учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников.

В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: