Для самостоятельного изучения

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мыс­ли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В даль­нейшем мыслитель почитался как божественный покрови­тель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древ­него Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравст­венное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на вос­питании согласно социальному назначению: "Государь дол­жен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием про­блемы роли природы и общества в воспитании. Природа чело­века - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в вос­питании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей выс­шей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу по­стижения знаний ("чернь").

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен об­ладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не пер­вая в истории человечества идея всестороннего развития лич­ности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу. Программой нравственного, умствен­ного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей" упомянутым "шести искусствам".

Классический труд, в котором нашли отражение педагоги­ческие взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и сужде­ния" ("Лунь юй"). В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.

Приведем некоторые изречения из этой книги, определяв­шие высокое назначение и принципы воспитания и обуче­ния: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенство­вать других людей?", "Учиться без пресыщения", "Учиться и время от времени повторять изученное".

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга обрядов" (IV-! вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть". "Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца". "Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях. " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься". "Питай почтение к последовательности". "Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны". "Учитель и ученик растут вместе" и т.д.

В трактате есть глава "Об учении", где содержится развер­нутая характеристика дидактических идей в духе конфу­цианства. В главе излагаются задачи и программа 9-летнего

образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глу­боки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, и, наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспита­ние и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н.э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доб­рой природе человека, и потому определял воспитание как фор­мирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу вос­питания видел в преодолении злого начала.

Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки об обучении" ("Сюэ цзи") (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обу­чения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспи­тательном процессе идти от простого к сложному.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э. - П в. н. э.) кон­фуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образо­ванность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъем­лемую часть государственной политики. Возникла система госу­дарственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: