Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических тради­ций Древнего Китая, как и других первых человеческих ци­вилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каж­дого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценива­ет поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограни­чения, например, запрет на бранные слова, поступки, кото­рые могут повредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала не­пременная атрибутика в жилище - картинки с изображе­ниями нравоучительных сценок.

В Китае веками складывался педагогический идеал, кото­рый предусматривал воспитание начитанного, внешне веж­ливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего "заглянуть глубоко в себя и установить мир и гар­монию в своей душе".

В основе воспитательных отношений лежало уважение млад­ших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образова­ния было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появи­лись в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравших­ся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в от­дельных надписях эпохи Шан (Инь) (ХУ1-Х1 вв. до н. э.). В тог­дашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (Х1-1П вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставлен­ных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифичес­кого письма. Ко времени возникновения первых школ иерог­лифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой пере­давалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на че­репашьих панцирях и костях различных животных. Начиная с X в. до н. э., стали появляться иероглифы на бронзовых со­судах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма - стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шел­ковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с по­мощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому пись­му стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между уче­ником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятель­но ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосиз­му (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии че­ловека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сбли­жению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.

Буддийская педагогическая традиция пришла в Китай из Индии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: