Социально-культурная функция дизайн- программы.
Когда системотехнический и программно-целевой подходы обнаруживаются в тех или иных областях деятельности, они предстают в виде языка моделирования и средств для формулирования целей, не изменяя концептуальное содержание деятельности. В противоположность этому дизайн-программа, вторгаясь в ту или другую сферу социальной практики, затрагивает само ее содержание и переоформляет ее в соответствии с ее внутренним смыслом. В.Ф. Сидоренко утверждает, что технические изобретения XIX в., революционизировавшие промышленность, были подготовлены, — запрограммированы в системе мировоззрения, которая в основных чертах определилась еще в эпоху Возрождения. В системе этих взглядов было вполне особое утилитарное отношение к природе, который разрешало ставить цели, этически неприемлемые для человека средневековья. Цель или объект, имеющие смысл в одной культурной среде, не имеют смысла в другой культурной среде, вернее - коренным образом изменяют свой смысл. Паровой двигатель не был создан раньше не потому, что не догадались, а потому, что и в голову такое прийти не могло (или не должно), так как для этого нужно было коренным образом изменить всю систему мышления, сменить культурную программу, что и произошло в Новое время. В структуру дизайн- метода уже давно входят процедуры рассмотрение явления или предмета в культурно-историческом контексте, объясняющем смысл этого явления или предмета. Роль ее состоит в том, чтобы включать цели проектирования (программно-целевого управления проектом) в более широкий - гуманитарный контекст, выявляющий смысл выдвигаемых целей на фоне человеческих ценностей и идеалов, объясняющий, чем эти цели порождены и к каким последствиям может привести их осуществление. Ярким примером механизма действия дизайн-программы является генезис типологических форм культурной программы, в котором отчетливо выделяются три этапа и формы: канон, художественная программа, дизайн-программа.
|
|
Актантная модель в искусствоведении.
С 1928 по 1965 год в искусствоведении велись исследования суть которых сводилась к следующему:
— разделить персонажей на минимальное количество категорий, с тем, чтобы охватить все реализованные в пьесе комбинации;
— выделить, не принимая во внимание особенности характеров, подлинных протагонистов действия, перегруппировывая или сокращая число персонажей.
В ходе этих исследований в театроведении укрепилось понятие «актантная модель» (схема или код). Стоявший у истоков этих исследований В. Я. ПРОПП, изучая строение волшебных сказок, определил её как рассказ-тип, как рассказ с семью актантами, принадлежащими к семи кругам действия:
|
|
— вредитель (совершающий злодеяние);
— даритель (дарующий волшебное средство и силу);
— помощник (приходящий на помощь герою);
— царевна (требующая совершения подвига и обещающая сочетаться браком);
— отправитель (отсылающий героя с поручением);
— герой (действующее лицо, с которым происходят различные перипетии);
— ложный герой (узурпирующий на некоторое время роль настоящего героя). Кроме того, ПРОПП дает следующее определение функций персонажей: «Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия или функции». Отсюда вывод, что «сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц» (1929).
Успешное применение модели объясняется тем, что она проясняет проблемы драматической ситуации, динамики ситуаций и персонажей, возникновения и разрешения конфликтов. С другой стороны, она представляет собой необходимую для любой режиссуры драматургическую работу, цель которой
— выявление физических отношений персонажей, их взаимное расположение. Наконец, актантная модель сообщает новое видение персонажа. Персонаж не уподобляется более существу психологическому или метафизическому, но некоей принадлежащей глобальной системе действий индивидуальности, меняющейся от «аморфной» формы актанта (глубинная нарративная структура) до конкретной формы актера (поверхностная дискурсивная структура, существующая в пьесе как данность).