Идею сказки поддерживает и Сидоренко. Он пишет, что в основе сказки лежит канон - некая единая для всех сказок композиционная структура с относительной свободой комбинаций элементов, из которых строится тот или иной сюжет. Создание сказки управлялось определенной, зафиксированной в каноне программой. Для сочинителей сказок канон был неписаным законом, укоренившейся традицией. Обнаружив единую структурную основу волшебных сказок, Пропп фактически раскрыл секрет техники их создания. Знание принципов композиционного построения сказки, писал он, позволяет теперь "самому создавать новые сюжеты искусственно в неограниченном количестве, причем все эти сюжеты будут отражать основную схему, а сами могут быть не похожими друг на друга" [пропп,1965, с.101]. "Другими словами: одна и та же композиция может лежать в основе разных сюжетов" [там же, с.103].
Пропп выделил композиционную структуру сказки как формальную оперативную систему языка, где реальный объект отображался в качестве значений, которыми сочинитель оперировал по правилам этого языка (композиции). Значения обладают вариативностью, взаимозаменяемостью, но не безграничной: змея можно заменить на черта, но не на космический корабль, так как это разрушило бы основной типологический признак сказки - волшебность. Канон закреплял в традиции не только композиционную структуру (язык), но и набор взаимозаменяемых реальных (социально-материальных) значений. Благодаря этому обеспечивался определенный автоматизм сознания и творческое воображение направлялось по пути поиска новых комбинаций - их могло быть бесконечно много. Аналогичным образом устроен любой канон.
|
|
Античная ордерная система - это оперативный язык, программировавший способы построения архитектурных объектов. Композиционная структура была соотнесена с определенными материальными значениями объекта, в которых допускались определенные трансформации (геометрических размеров, физических свойств материала, внешних форм и проч.).Итак, в систему канона входят:
- структурная модель объекта - культурная программа как таковая;
- культурный образец - носитель культурной программы;
- произведение, воспроизводимое на основе культурного образца и составляющее с другими произведениями целостный культурный ансамбль.