Канон как культурная программа

Идею сказки поддерживает и Сидоренко. Он пишет, что в основе сказки лежит канон - некая единая для всех сказок ком­позиционная структура с относительной свободой комбинаций эле­ментов, из которых строится тот или иной сюжет. Создание сказ­ки управлялось определенной, зафиксированной в каноне програм­мой. Для сочинителей сказок канон был неписаным законом, укоре­нившейся традицией. Обнаружив единую структурную основу волшеб­ных сказок, Пропп фактически раскрыл секрет техники их созда­ния. Знание принципов композиционного построения сказки, писал он, позволяет теперь "самому создавать новые сюжеты искусствен­но в неограниченном количестве, причем все эти сюжеты будут от­ражать основную схему, а сами могут быть не похожими друг на друга" [пропп,1965, с.101]. "Другими словами: одна и та же композиция может ле­жать в основе разных сюжетов" [там же, с.103].

Пропп выделил композиционную структуру сказки как формаль­ную оперативную систему языка, где реальный объект отображался в качестве значений, которыми сочинитель оперировал по правилам этого языка (композиции). Значения обладают вариативностью, взаимозаменяемостью, но не безграничной: змея можно заменить на черта, но не на космический корабль, так как это разрушило бы основной типологический признак сказки - волшебность. Канон закреплял в традиции не только композиционную структуру (язык), но и набор взаимозаменяемых реальных (социально-материальных) значений. Благодаря этому обеспечивался определенный автоматизм сознания и творческое воображение направлялось по пути поиска новых комбинаций - их могло быть бесконечно много. Аналогичным образом устроен любой канон.

Античная ордерная система - это оперативный язык, программировавший способы построения архитектурных объектов. Композиционная структура была соотнесена с определенными мате­риальными значениями объекта, в которых допускались определен­ные трансформации (геометрических размеров, физических свойств материала, внешних форм и проч.).Итак, в систему канона входят:

- структурная модель объекта - культурная программа как таковая;

- культурный образец - носитель культурной программы;

- произведение, воспроизводимое на основе культурного об­разца и составляющее с другими произведениями целостный куль­турный ансамбль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: