Дизайн – программа

Анализируя дизайн-программу У.Морриса или других известных в истории дизайна деятелей, всегда отмечают погруженность этих программ в питательную среду художественно-эстетических концеп­ций своего времени, с одной стороны, и практическую их направ­ленность, идею жизнестроительства - с другой. Сам переход У.Мор­риса из искусства в жизнестроительство является моделью профес­сии дизайнера и сущностью дизайн-программы.

Дизайнерское программирование состоит из следующих основ­ных фаз:

- получение сигнала из социального мира (позиция исследо­вателя);

- введение сигнала в художественную систему (позиция ху­дожника);

- замещение идеальных значений художественной модели ре­альными значениями проектируемого социального объекта; это за­мещение разыгрывается в воображении и моделируется в культур­ном образце (позиция проектировщика).

Отождест­вляясь с художественной позицией, дизайнер сохраняет и момент внешнего - критического и исследовательского - отношения к ней, т.е. имеет точку опоры вне художественной системы. Это позволяет ему относиться к художественной позиции как к роли, а к ху­дожественной системе как к своеобразной сцене, на которую ди­зайнер временно переносит социальный мир и, преобразив его, воз­вращает обратно в реальность. Играя роль художника, дизайнер одновременно остается исследователем, включающим эту роль в ра­циональные модели, связывающие ее с социальным миром и замещаю­щие идеальные значения художественной модели мира реальными зна­чениями научной модели. Но процесс замещения в тс же время уп­равляется эстетической рефлексией. Художественная позиция явля­ется точкой опоры для научной модели. Кроме того, обе позиции совмещаются в третьей - проектной, включающей научно-художест­венную модель объекта в социально-техническую систему, в прак­тику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: